О
святом Иосифе мы знаем только то, что сказано о нём в Священном
Писании. В совокупности ему посвящено 26 стихов, а его имя называется в
этих стихах 14 раз. Много это или мало? — Достаточно, поскольку в
результате возникает образ исключительно выпуклый и привлекательный.
Его
собственных слов Писание не передаёт; только сказанные о нём, зато
какие! «Вот, отец Твой и Я…» — говорит о нём Иисусу Пресвятая Дева Мария
(Лк 2,48). Человека по праву называли на земле отцом Сына Божия — можно
ли себе представить титул выше?
Справедливо
пишет о нём св. Бернардин Сиенский: «Если ты сравнишь Иосифа со всею
остальною Церковью Христа, то не окажется ли он человеком, избранным
особым образом, с помощью и при покровительстве которого Христос вошёл в
этот мир способом законным и почётным? И если вся святая Церковь
обязана Пресвятой Деве Марии, поскольку это через Неё она смогла
принять Христа, то после Неё она обязана также и святому Иосифу
благодарностью и ни с чем не сравнимым почитанием» (цит. по: La Liturgie des Heures («Литургия Часов»), v. 2, p. 1262 Paris 1980).
Больше
того, даже Сама Пресвятая Дева Мария, и даже Сам Господь наш Иисус
Христос обязаны святому Иосифу собственной жизнью, чем похвалиться не
может больше ни один человек во всей вселенной: действительно,
Спаситель рода человеческого был Сам спасён при помощи святого Иосифа.
Два
качества сделали Иосифа способным к выполнению этой исключительнейшей
миссии, и в этих качествах заключены те два урока, которые нам надлежит
извлечь из его примера.
Во-первых, Священное Писание называет Иосифа праведным:
«Рождество
Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом,
прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа
Святаго.
Иосиф
же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно
отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился
ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену
твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и
наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою» (Мф 1,18-21.24).
«Иосиф же… будучи праведен»…
Праведность
это не скрупулёзное следование правилам, так часто доводящее до
«праведного» гнева, причём людей отнюдь не худших, вот как Апостол
Павел, например, пока был Савлом и «терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу»
(Деян 8,3). Женщины при этом, наверное, рыдали, а их дети кричали,
цепляясь за мамину юбку, но Савла это не смущало. Сколько потом у него
было последователей!.. (А сколько раз мы сами следуем примеру Савла, а
не Павла!)
Праведность
Иосифа была другая. Эта праведность заключалась в милосердии, в
жалости. Скрупулёзное следование правилам требовало «огласить Её»; а
Иосиф просто пожалел девчонку. Не потому, что считал её ни в чём не
виноватой — напротив, с его точки зрения она была виновна. И пожалел
он именно виновную. Огласка в те времена и по тогдашним правилам вполне
могла закончиться казнью виновной — её забили бы камнями. Не знаю, как
часто в Израиле в ту эпоху реально применяли такую меру, но, во всяком
случае, на земле и ныне найдутся страны, где так поступают до сих пор.
Так что смертельная угроза для Матери Божией и Её Младенца была вполне
реальной, — и праведности, что значит: милосердию Иосифа Они были
обязаны спасением от этой угрозы.
Трудно
сказать, было ли это качество — милосердие — у Иосифа врождённым или
благоприобретённым. Вполне возможно, он долго и настойчиво его в себе
возделывал, руководствуясь правилом более высоким, нежели суровые
предписания закона: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос 6,6); потом эти слова повторит Иисус (Мф 9,13), — а кто первый учил Его Писаниям, как не тот, который назывался Его отцом?
Выходит, Иисус хорошо усваивал его уроки.
Второй урок, который надо нам усвоить, взирая на святого Иосифа, это послушание: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень».
Какое нужно сердце, чтобы вот так принять невероятное?
Что
было бы, если бы Иосиф вздумал посоветоваться с мудрыми друзьями, с
учёными раввинами, законниками? — «Да ты сдурел! — в голос завопили бы
они, — Какие сны, какие ангелы? Дети от ветра не родятся, даже святого
[библейское слово «руáх»
означает и «дух», и «ветер»]! Гони-ка её в шею, а еще лучше — волоки
на площадь, нам как раз уже давненько не приходилось поразмяться,
камнями покидаться!»
К счастью, Иосиф ни с кем не стал советоваться. Он просто встал и поступил, как повелел ему Ангел Господень.
Точно так же он поступил и позже, когда понадобилось убегать в Египет: «Се,
Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми
Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу
тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал,
взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет»
(Мф 2,13-14). Ночью, т. е. даже не стал ждать утра! Нет, чтобы
покряхтеть, повозражать: куда в Египет, зачем? Что, ближе нигде нельзя
спрятаться?
По смерти же Ирода, «се,
Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань,
возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли
искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в
землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо
Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение,
пошел в пределы Галилейские» (Мф 2,19-22).
Это
только читать легко: встал, взял Младенца и Матерь Его… А вы
представляете, каково это — прожить какой-то срок в Египте,
обустроиться, обзавестись каким-никаким жильём, клиентурой — это, как
видно, у Иосифа всюду получалось: в Вифлееме Иисус родился в пещере, а
волхвы, вопреки многим изображением, пришли поклониться Ему уже в дом
(Мф 2,11). И вот опять — всё бросай и отправляйся, да ещё Архелай
царствует в Иудее, как видно, тот ещё фрукт… «Но, получив во сне откровение…» — и это уже четвёртое откровение, которое получает Иосиф согласно Священному Писанию.
Разумно
предположить, что бывали в его жизни откровения и раньше: не такие
масштабные, конечно, и не такие, что ли, «откровенные»: встань, пойди…
Но знаки, намёки, подсказки, которые так изобильно встречаются в жизни
каждого из нас и которые мы так обильно и так небрежно пропускаем…
«Встань», а ещё так рано; «пойди» — а так устали ноги!..
И не встаём, и не идём, а после удивляемся, почему никто и никогда нам не подсказывает ничего!
Иосиф вставал и шёл, и вообще был всегда внимательным, отзывчивым и милосердным.
Вот
таковы уроки святого Иосифа: когда ты милосерден и послушен, Сам Бог
Себя вверяет твоей опеке. И Сам тебе тогда подскажет, что нужно делать.
И
милосердию, и послушанию можно научиться; не следует думать, что это
качества врождённые — вернее, следует так думать! Они врождённые,
поскольку врождены каждому из нас! Ведь сотворил нас милосердный Бог, и
сотворил через Христа, Своего Сына, непревзойдённый образец
послушания! И сотворил по Своему образу и подобию. Значит, все эти (и
другие) добродетели в нас есть. Их надо развивать, как умение ходить и
говорить? — Да, безусловно, да.
Но ещё прежде — нельзя ими пренебрегать. В них сомневаться. На них не полагаться.
Пример святого Иосифа подскажет. Молитва святому Иосифу поддержит. Вера святого Иосифа научит.
Что нужно делать? — Вглядываться, спрашивать и слушать. И поверять надежду милосердием. Ибо милосердие — caritas — это и есть Сам Бог: Deus caritas est; «Бог есть любовь» (1 Ин 4,8).