Порой наши поступки и подход к жизни в целом базируются на ложных
представлениях о Боге, и это становится одной из причин наших жизненных
проблем. Ничего удивительного, ведь ложь – орудие и тактика сатаны. В
истории грехопадения Адама и Евы мы видим, что сатана побеждает
благодаря обману, как бы сталкивая Бога и человека, представляя Бога в
качестве человеческого врага. Сатана изначально навязывает людям ложный
образ Бога, и они согрешают.
Сократ говорил: «Люди поступают плохо, ибо не знают, что такое добро».
Перекладывая эту мысль на язык христианства, можно сказать, что зачастую
люди грешат и живут безрадостно потому, что не знают настоящего Бога.
И хотя знание и богословская подготовка не освобождают нас от грехов и
слабостей, они помогают противостоять злу и не дать ему одержать над
нами победу.
По своему священническому опыту знаю, что у многих людей примерно такое
представление о вечности: в небе будем все время молиться. Один из моих
прихожан как-то посетовал: «Как же там будет скучно – постоянная
молитва…» С чем можно сравнить наши отношения с Богом в вечности?
Думаю, это будет похоже на свидание с любимым человеком – многим такие
отношения знакомы из опыта собственной жизни. Когда двое молодых людей
любят друг друга, они проводят много времени вместе, и им не скучно –
им даже не обязательно говорить, достаточно просто смотреть друг на
друга… Нечто похожее – созерцание любви Бога и его Самого – будет и в
Царстве Небесном.
И это совсем не будет подобно тому, что происходит с нами на земле - в
нашем паломничестве к Царству Небесному, в труде веры, в несении
нашего жизненного креста. Сейчас молитва ассоциируется с трудом,
усталостью, мы как бы пробиваемся в мир Божий через веру – и,
естественно, устаем от этого. Например, устаем порой в молитве перед
Святыми Дарами – это самая сложная молитва, но и самая прекрасная…В ней
Бог нас как бы воспитывает для того, чтобы мы могли с Ним общаться.
Общение с Богом дается на земле с трудом, потому что в настоящий момент
мы видим духовный мир «гадательно», как говорит апостол Павел. А в
Божьем Царстве будет все по-другому. Сейчас мы используем наш
человеческий язык, чтобы определять эту ожидающую нас Божественную
действительность, во многом ограниченный, но в наших мыслях и мечтаниях о
Боге нам надо стремиться выходить за рамки этой ограниченности.
Однажды моя знакомая спросила: «Откуда вы знаете, что будет в Божьем
Царстве? Почему вы, христиане, говорите, что там будет вечная любовь?»
Иначе и быть не может, ведь Бог есть любовь. Глядя на любовь
человеческую – некорыстную, прощающую, полную тепла и добрых чувств, а
ее Бог сотворил только как образ будущего - представьте, как будет в
Царстве Небесном! Если самый близкий нам человек – мама, отец, или муж,
или жена – так любят нас, если такая любовь существует, то каков же Сам
Бог, сотворивший моих близких, чтобы помочь мне жить на земле… Мама и
папа – это только образ Бога.
Надо отбросить наши мифы, фальшивые представления о Боге, и это
нам очень поможет. Иисус говорит: «Истина сделает вас свободными». В
разговоре с самарянкой Он восклицает: «О, если бы ты знала дар Божий, и
знала, Кто тебе говорит – дай мне пить!» В этих словах я ощущаю призыв
Иисуса Христа, обращенный и к нам: «Стремитесь узнать Бога, Кто Он
такой». Многие святые считали, что если бы мы знали, кто есть Бог, и
какова Его любовь, мы бы не согрешали.
Христианство – религия Богоявления. Бог хочет явить себя
человеку, и это нас уже направляет на путь познания Его. Христос стал
человеком не только для того, чтобы нас искупить, но и дабы мы познали
Бога. Этот момент познания Бога, о котором Христос говорит нам в своем
учении, очень важен.
В Евангелии от Иоанна читаем, как Христос исцеляет слепого и, встретив
его вновь, спрашивает: «Веришь ли в Сына Человеческого?» Исцеленный Ему
отвечает: «А Кто Он такой, чтобы я в него верил?» Иисус говорит: «Это я,
который тебя исцелил».
Мы постоянно должны задавать себе подобный вопрос: «В какого Бога мы
верим?» Может, наши проблемы и трудности возникают из-за того, что у нас
фальшивый образ Бога?
Давайте рассмотрим некоторые часто встречающиеся заблуждения в
отношении религиозной жизни, Бога и нас самих.
Набожные христиане порой рассуждают так: «Я служу Богу, исполняю его
заповеди, стараюсь следовать Евангелию. И в вечности Он меня непременно
наградит за это». Как мы представляем себе эту награду? Нечто
абстрактное: спокойствие, мир, счастье…Однако не думаем, что этим
счастьем, миром и наградой будет Сам Господь. Мы подходим к делу
несколько корыстно, словно бы заключаем с Богом договор. Такой подход –
ловушка, ведущая в тупик, потому что Бог мечтает об отношениях личностей
между нами – между Творцом и Его творением. Он Сам хочет быть наградой
для нас. Эта награда - пик счастья человека, единственное, что может нас
удовлетворить.
Еще одно суждение: «Бог любит всех людей, в том числе и меня».
Вроде бы все правильно… Однако здесь содержится только часть правды.
Совершенство Бога прежде всего касается Его любви. Он любит каждого из
нас как единственного, как если бы я один существовал на этой земле,
потому что каждый из нас – неповторимая индивидуальность. Помню, как в
шестнадцатилетнем возрасте, переживая кризис веры, я почти кричал Богу:
«Не хочу, чтобы ты любил всех и меня в том числе, я хочу твоей
индивидуальной любви!» Язык и образы Песни Песней показывают, к чему мы
должны стремиться в постижении Бога и в осознании личностных
неповторимых взаимоотношений с Ним. Бог в своем совершенстве любит нас
индивидуально, не имеющей себе равной, неповторяющейся любовью.
Следующее распространенное представление: «Бог наказывает нас за
зло и неправильные поступки». Часто мне приходится слышать подобный
вопрос: «Отец, я вот заболела, в чем я согрешила?» Такая точка зрения
совершенно не согласуется с любовью Бога. Правильнее сказать, что Бог
нас воспитывает, а не наказывает. Мы согрешаем, отдаляемся от Бога,
совершаем неправильные поступки…Любящий нас Бог будет что-то делать,
дабы мы заметили свою ошибку и вернулись к Нему. Он поступает подобно
родителям, которые могут быть строги с неправильно ведущим себя
ребенком, но все это из-за любви, ради его же блага…
Довольно часто встречается такое ложное представление: Бог
«собирает» наши хорошие поступки, чтобы потом решить - дать или не дать
нам в награду Свое Царство. Ангелы Божьи якобы внимательно наблюдают за
человеком на земле, все это «записывают», и в день Страшного суда будет
произведен чисто арифметический расчет, по итогам которого решится:
будешь спасен или нет.
Божий подход к человеку совершенно иной. Наше спасение – это
исключительно дар Божьего милосердия, данный нам вовсе не потому, что мы
совершили должное количество хороших поступков. Мы, конечно же, должны
«собирать» хорошие поступки, но не с целью «заслужить» Царство Небесное,
а ради подражания Христу. Он просит нас об этом, ибо желает для нас
полноты жизни. Иисус сам так прожил Свою жизнь, а мы призваны быть
похожими на Него - Он для этого нас сотворил. Пусть хорошие поступки
станут следствием нашей любви ко Христу, желания жить по Его Слову.
Бог конечно же не отвергает человека, который в основу отношений с Ним
кладет корыстный расчет и рассуждает, как мы описали в этом и в первом
случае: «буду исполнять заповеди – попаду в Царство Небесное». Однако
Бог будет «работать» над изменением неверного представления этого
человека о Себе, посылать ему кризисы веры. Пока Бог позитивно отвечает
на молитвы такого человека, дает просимое – все хорошо. Однако
достаточно Ему один
раз сказать «нет», чтобы вся система представлений такого верующего о
Боге рухнула.
И вот разочарованный человек думает: «Где же Бог? Я ему верно служил, а
Он мне ничего не дал. Я заплатил, а мне не дали товара…» Таков язык
современного мира. Однако христианство – нечто совершенно иное! Бог
хочет, чтобы Он Сам был для нас всем, и мы любили Его вне зависимости от
его подарков, ради Него самого. И Бог взращивает в нас такую зрелость
веры. Ведь Он готовит для нас вечность с Ним самим, которая есть
счастье, истина, жизнь, радость, наслаждение…Как повторял св.Франциск:
«Ты красота, Ты кротость, Ты оплот, Ты покой, Ты радость, Ты успокоение,
Ты все необходимое богатство наше».
Молодежи Бог иногда кажется «занудой», вечно требующим от них
правильного поведения – эдаким строгим стариком с седой бородой. Это еще
один вариант примитивного представления о Боге, не имеющий ничего
общего с действительностью. Давайте вообразим себе самого
привлекательного, интересного человека на земле, яркую личность, за
которой идут толпы молодежи…Если Бог такого человека сотворил, насколько
же удивительнее и привлекательнее Он Сам….
Вот еще несколько заблуждений, характерных для сознания современного
человека: Бог бессилен в отношении зла, зло в мире побеждает, а Бог
слабее и не проявляет себя… Бог где-то вне нас, не имеет влияния на нашу
жизнь…. Бог – Творец, но не Отец, то есть не заботится о нас…. Добро и
зло якобы равны по силам, их вечная борьба необходима для существования
мира. Возрождение этих гностических идей манихейства хорошо видно в
популярном сегодня фильме «Ночной дозор». Подобные взгляды в корне
противоречат основополагающим истинам христианства.
Вернемся к образу влюбленных: они готовы бесконечно смотреть друг
на друга, всегда быть вместе. Это их «вечность на земле». Вот таких
отношений Бог хочет с человеком. Счастье, к которому мы призваны – и в
вечности, и здесь, на земле –не что-то вне Бога, а только Он Сам!
Любовь к человеку – лишь инструмент, предназначенный помочь нам
прийти к Богу. Потому супружество – это прежде всего совместный путь к
Богу, а не что-то самодостаточное. Отношения между мужем и женой – это
образ отношений между Церковью и Христом.
Любовь человеческая направляет нас к сердцу Бога, учит любви к Нему.
Если я полюбил кого-то на земле, Бог пытается этим подготовить мое
сердце для любви к Нему самому. Вы уверены, что ваш возлюбленный
прекрасен – задумайтесь, как же прекрасен Бог…У того, кто никогда не
страдал из-за любви человеческой и никогда не чувствовал креста любви
вообще, могут сложиться неверные представления и о любви к Богу.
Отношения с Богом – это вовсе не ряд заповедей, которые мы должны
исполнить, или какие-то действия и обряды. Все это лишь инструменты.
Суть христианской жизни – наше соединение с Богом в любви. Это идеал, к
которому мы призваны постоянно стремиться… Если я не принимаю Бога как
Единственного, для кого я живу, то я пока далек от истины в отношениях с
Ним.
И в заключение – еще об одном ложном представлении. Некоторые
считают, будто Бог приглашает к святости лишь избранных и дает им такие
способности и дары, благодаря которым они могут стать святыми. Истина же
в том, что каждый из нас призван к святости. Небо – это общение святых,
каждый будет святым. Не может так произойти, что для одного Бог
окажется всем в небе, а другой – будет заниматься «своими делами», а Бог
для него отодвинется на второй план. Все будут восхищены Богом, Он
станет Единственным, всем для нас.
На пути к этому нам предстоит отбросить ложные представления о Боге и
увидеть Его таким, каков Он есть…. Святые на земле – это те, для кого
Бог – все во всем, они уже преодолели путь к Нему и готовы для Царства
Небесного, подтвердив это своей жизнью и любовью.
Бог не станет мириться с нашими ложными представлениями о Нем и
сделает все, чтобы разрушить фальшивых богов: «Да не будет у тебя других
Богов пред лицем Моим». С учетом нашей ситуации, зрелости, жизненного
положения Он будет уничтожать эти фальшивые опоры. Может, ты уже привык к
отношениям с Богом по типу «ты - мне, я - тебе», а Он в один
прекрасный момент скажет: «Ты молился, а Я не исполнил, не дал тебе
просимое, чтобы ты не думал, что Я – какое-то подобие супермаркета».
Человек переживает в таких случаях кризис, но это кризис Божественный,
освобождающий от неверных представлений о Боге - «добром дяде»,
отвечающем на все наши молитвы, Боге - «супермаркете», в котором ты взял
все необходимое и ушел обратно в свою жизнь. Бог не желает быть
инструментом, Он хочет быть нашей любовью, нашим Женихом, всей нашей
действительностью.
И если Бог видит, что человек стремится к таким отношениям с Ним, тогда
начнут происходить чудеса…У Бога уже не будет причин, чтобы
ограничивать Свою благодать. Святая Тереза Младенца Иисуса имела такой
зрелый образ Бога, что Он на каждую мелочь в ее желаниях отвечал: когда
ей захотелось, чтобы в день ее обетов шел снег, в сентябре во Франции
пошел снег… Однако Бог и ее очищал: перед смертью св.Тереза подвергалась
страшным искушениям, ей казалось, что Бога не существует, Царства
Небесного нет. Она жила во тьме, но постоянно говорила: «Я в Тебя верю,
на Тебя уповаю…» Разными путями ведет нас Бог к чистейшей, единственной
любви к Нему…