16. Отрешенность
1. Отрешенность от земных благ делает
нас свободными в той мере, чтобы следовать за
Христом. Материальные блага - только средства.
2. Отрешенность и великодушие.
3. Отрешенность от привязанности к вещам излишним
и даже необходимым. Не следует чрезмерно
заботиться о здоровье. Не следует привязываться
к дарам, полученным от Бога.
16.1. В период Великого Поста
Церковь часто призывает нас отвратиться от
земного и наполнить сердца наши Богом.
В первом чтении сегодняшней мессы пророк
Иеремия говорит: Благословен человек, который
надеется на Господа, и у которого упование -
Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при
водах и пускающее корни свои у потока; не знает
оно, когда приходит зной; лист его зелен, и
во время засухи оно не боится, и не перестает
приносить плод (Иер 17,7?8). Господь заботится
о человеке, который на Него возложил упование
своего сердца.
Кто надеется на земное, а от Господа
отвращает свое сердце, обречен на бесплодие
в том, что в действительности является
важным: он будет как вереск в пустыне, и не
увидит когда придет доброе, и поселится
в местах знойных в степи, на земле
бесплодной, необитаемой (Иер 17,6). Все христиане
должны стараться «верно направлять свои чувства,
чтобы пользование мирскими благами и
привязанность к богатству, противная духу
евангельской нищеты, не помешали им стремиться
к совершенной любви» (Lumen Gentium, 42).
Господь хочет, чтобы мы занимались
земными делами и любили их должным образом.
Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и
обладайте нею (Быт 1,28). Однако тот, кто любит
земное неупорядоченным образом, не оставляет
в своей душе место для любви Божией.
Привязанность к земным благам несовместима
с любовью к Господу: Не можете служить Богу
и маммоне (Мф 6,24). Блага могут стать цепями,
которые будут мешать нам вознестись ко Христу.
Какой же смысл может иметь наша жизнь, если не
приводит нас к Нему? «Путем, который приводит
к Богу, является Христос, но Христос находится
на Кресте, следовательно, необходимо иметь
вольное сердце, не привязанное к земным вещам»
(Эскрива). Иисус Сам показал нам пример: прошел
мимо благ земных, показав одновременно и
совершенное владение ними и полную свободу от
них. Будучи богат, обнищал ради вас (2Кор 8,9).
Поставил необходимое условие следования за Ним:
Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что
имеет, не может быть Моим учеником (Лк 14,33). Это
условие является необходимым и для тех, кто хочет
следовать за Ним в миру. Недостаток готовности
отказаться от земных благ стал причиной печали
юноши, который был очень богат и очень привязан
к своему богатству. Сколько же потерял этот
молодой человек в тот день! Ведь подлинное
богатство ускользнуло из его рук.
Материальные блага хороши, поскольку они
исходят от Бога. Это - средства, которыми Бог от
начала творения снабдил человека, чтобы с их
помощью он развивался и вместе с другими
людьми строил общество. Мы - управители земных
благ на какое-то время, время очень короткое. Все
должно способствовать нашей любви к Богу -
Творцу и Отцу - и ближнему. Если мы привязываемся
к вещам, которыми владеем и не пытаемся
отрешиться от них, если эти блага не способствуют
деланию добра, если они отделяют нас от Господа,
тогда они уже не являются благами и превращаются
в нечто злое. Тот, кто ставит богатство
в центре своей жизни, исключает себя из
Царства Божия; ап. Павел называет алчность
идолопоклонством (Кол 3,5). Тогда на место,
принадлежащее Богу, приходит божок.
Кто не разорвет цепей, которые таким
опасным образом связывают его с вещами, людьми
и самим собой - хотя бы даже эти вещи и люди были
великолепны - лишает себя истинной внутренней
жизни и общения в любви с Господом.
«Невелика разница - говорит св. Иоанн от
Креста - связана ли птица тонкой нитью или
веревкой, поскольку, если даже связана ниткой, не
сможет летать, как и в том случае, когда была
связана веревкой. Правда, тонкую нитку порвать
легче, однако, хотя ее и легко разорвать, до тех
пор, пока ее не порвали птица не полетит».
Отрешенность такого рода делает сильнее
нашу любовь к Богу, людям и всему благородному,
что только есть в этом мире.
16.2. Сегодняшнее Евангелие
представляет нам человека, который не должным
образом пользовался своим имуществом. Некоторый
человек был богат; одевался в порфиру и виссон,
и каждый день пиршествовал блистательно. Был
также некоторый нищий именем Лазарь, который
лежал у ворот его в струпьях; и желал
напитаться крошками, падающими со стола богача
(Лк 16,19?21).
Богач имеет определенный смысл и стиль
жизни. Писание говорит, что он «пиршествовал». Он
живет для себя, как если бы Бога не было, как если
бы он не нуждался в Боге. Живет удобно,
в изобилии. Притча не говорит нам, выступал ли
он против Бога, имел ли антипатию к бедным: он
просто слеп по отношению к Богу и человеку
в беде. Постоянно живет только для себя. Хочет
обрести счастье в эгоизме, а не
в бескорыстии. Но эгоизм ослепляет человека и
приводит его к деградации.
В чем состоит его грех? Он попросту не
замечает Лазаря, не принимает его во внимание.
Не пользуется благами согласно воле Божией. «Ибо
не бедность привела Лазаря в рай, но смирение,
и не богатство помешало богачу достичь вечного
отдохновения, но его эгоизм и неверность» -
говорит св. Григорий Великий.
Эгоизм и корысть не позволяют замечать
потребности других людей. Тогда с личностью
начинают обращаться как с вещью (большой грех
относиться к человеку как к вещи, которой
радуются или выбрасывают в зависимости от
собственного интереса), причем с вещью, не
имеющей ценности. а между тем мы все должны
дарить другим многое: сочувствие,
снисходительность, сердечность, утешение, хорошо
выполненную работу, милостыню тем, кто в ней
нуждается или на благие цели, ежедневную улыбку,
хороший совет, помощь нашим друзьям, дабы они
подготовились к святым таинствам…
Посредством использования богатства -
большого или малого - которое Бог предоставил
в наше распоряжение, мы обретаем жизнь вечную.
Мы должны заслужить ее за время нашей земной
жизни. Если мы будем бескорыстными, будем
относиться к другим людям как к детям
Божиим, то будем счастливы здесь на земле,
а потом и в жизни вечной. Любовь в ее
разнообразных формах всегда является
осуществлением Царствия Божия, и только она одна
пребудет вечно в этом изменчивом мире.
Отрешенность, о которой мы сегодня
говорим, должна быть действенна, достигать
результатов, которых невозможно достичь без
жертвы, должна быть также естественна и сокрыта,
как это пристало христианам, живущим в мире и
использующими его блага как средства,
необходимые для работы или для осуществления
апостольской миссии. Речь идет о позитивной
отрешенности, поскольку все земные блага, по
сравнению с огромным и бесконечным Благом,
которое мы можем достичь, кажутся до смешного
малыми и ничтожными; она также должна быть
внутренней и охватывать наши желания,
актуальной, а потому требовать самоанализа и
испытания совести и принятия конкретных решений,
которые обеспечивают внутреннюю свободу;
радостной, ибо очи наши обращены на Христа, ни
с чем не сравнимое Благо, и поскольку оно не
означает простого отречения, но духовное
богатство, господство над вещами и полноту жизни.
16.3. Отрешенность рождается из
любви ко Христу и одновременно делает эту любовь
живой и обеспечивает ее возрастание. Бог не живет
в душе, исполненной суеты. Поэтому необходим
усиленный труд бодрствования и внутренней
чистоты. Время Великого Поста дано нам, дабы мы
проанализировали наше отношение к вещам и
к себе сами: имею ли я ненужные или лишние вещи?
Контролирую ли я свои расходы, чтобы знать, на что
я расходую деньги? Избегаю ли всего, что является
для меня роскошью или обычным капризом, принимая
во внимание также то, что не для всех эти слова
означают одно и то же? Имею ли привычку
бескорыстно, не из расчета, давать милостыню
нуждающимся людям или на апостольство?
Поддерживаю ли Божественный культ в Церкви
посредством материальных пожертвований,
сообразных моим доходам и расходам? Привязан ли я
к вещам и орудиям, которые я использую
в моей работе? Жалуюсь ли я, когда мне не
хватает чего-либо необходимого? Веду ли я жизнь
воздержанную, так, как это должно быть
свойственно человеку. Стремящемуся
к святости? Делаю ли я ненужные расходы из-за
спешки или недостатка предвидения?
Отрешенность, необходимая, чтобы идти за
Господом, кроме материальных благ, охватывает
также нас самих. Необходима отрешенность от
проблем здоровья, оттого, что думают о нас
другие, от кажущихся благородными амбиций, от
профессиональных успехов и триумфов.
«Имею также в виду те чистые мечтания,
которые проистекают из желания служить
исключительно славе Божией и прославлять Его.
Имея столь добрые намерения, наша воля должна
реагировать ясно и решительно: Господи, я хочу
того и другого, но только если Тебе это угодно,
иначе для чего это было бы мне нужно? Таким
образом, мы нанесем сильнейший удар эгоизму и
праздности, гнездящимся в каждом человеческом
сердце и обретем истинный покой душам нашим, ибо
в меру того, как душа отрывается от себя самой,
она все глубже и сильнее погружается в объятия
Бога» (Эскрива). Можем ли мы таким образом
отрешиться от результатов наших трудов?
Христиане должны владеть вещами так, как
бы не владели (ср. 1 Кор 7,30). Св. Григорий
Великий утверждает, что «имеет, как неимеющий
тот, кто собирает все необходимое для своих нужд,
но с осторожностью предвидит, что вскоре
должен все это оставить. Пользуется миром сим,
как бы не пользуясь тот, кто имеет вещи,
необходимые для жизни, но не позволяет им
господствовать над его сердцем, и старается,
чтобы все они служили - а не отвлекали -
пользе души, стремящейся к высшему»
В равной мере необходима отрешенность от
телесного здоровья. «Я отдаю себе отчет, сколь
важно не думать о слабом состоянии своего
здоровья, когда мы знаем, что служим Господу (…).
Для чего нам жизнь и здоровье, если мы не можем
пожертвовать ими ради столь великого Царя и
Господа? Поверьте мне, сестры, что таким образом
вы никогда не поступите плохо» (св. Тереза
Авильская).
Наши сердца предназначены для Господа,
поскольку мы сотворены для Него, и только в Нем
может быть утолена наша жажда вечного счастья.
«Иисус не удовлетворяется «частицей», Он хочет
всего» (Эскрива). Всякие другие чистые и
возвышенные проявления любви, из которых
складывается наша жизнь на земле, сообразно
призванию каждого из нас, черпают свои силы из
единой превосходящей их огромной Любви: Иисуса
Христа, Господа нашего.
«Боже, Тебе угодна невинность и Ты
возвращаешь ее грешникам, обрати к себе сердца
наши, чтобы мы исполненные ревности в Духе
Святом, были крепки в вере и упорны
в делании» (Вступительная молитва дня).
Матерь наша, Пресвятая Мария Дева, да
поможет нам очистить и упорядочить побуждения
нашего сердца, дабы в нем царствовал только
Сын Ее ныне и во веки веков. Сладчайшее Сердце
Марии, храни сердце наше и подготовь для него
безопасный путь.