Отвращение к греху
1. Наши грехи и Искупление. Главное в
мире зло.
2. Великий Пост - это предложенная Церковью
особая возможность борьбы с грехом. Зло
повседневных грехов.
3. Борьба с повседневными грехами, совершаемыми
добровольно. Искренность. Испытание совести.
Сокрушение.
17.1. Бог возлюбил нас и послал
Сына Своего в умилостивление за грехи наши
(1 Ин 4,10).
В эти дни литургия постепенно приближает
нам тайну Искупления. Нам представлены персонажи
из Ветхого Завета, являющиеся типичными
прообразами нашего Господа. Сегодня первое
чтение св. Мессы говорит нам о Иосифе,
который вследствие предательства со стороны
братьев стал провиденциальным спасителем своей
семьи, как и целой страны. Он является прообразом
Христа-Спасителя.
Иосиф был возлюбленным сыном Иакова и по
поручению отца пошел искать своих братьев. Он
прошел долгий путь, прежде чем нашел их, принес им
добрые вести от отца и продукты питания. Сначала
его братья, которые ненавидели его и завидовали
ему из-за того, что он являлся любимцем отца,
намеревались убить его; в конце концов, однако,
продали его в рабство и, таким образом, он
оказался в Египте. Бог воспользовался этим
обстоятельством, чтобы спустя годы дать ему
высокое положение в этой стране. Во время
великого голода он станет спасителем своих
братьев, о преступлении которых он не будет
вспоминать, а Египетская земля, где благодаря
доброжелательности Иосифа стали жить
израильские племена, стала колыбелью избранного
народа. Всех тех, кто обращался к фараону за
помощью, отправляли к Иосифу. Идите к Иосифу
- говорил он.
Таким же образом и Господь, посланный
Отцом, принес свет миру: Пришел к своим,
а свои Его не приняли… послал к ним своего
сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но
виноградари, увидев сына, сказали друг другу:
«это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем
наследством его» И, схватив его, вывели вон из
виноградника и убили (Мф 21,37?39). Именно так
поступили с Господом: Его вывели за пределы
города и распяли.
Причиной смерти Иисуса Христа были
человеческие грехи. Всякий грех тесным, хотя и
таинственным образом, связан с Страстями
Иисуса Христа. Мы только тогда сможем познать зло
греха, если сумеем связать его с тайной
Искупления. Только таким образом мы сможем
в действительности очистить душу и возбудить
в себе сокрушение по поводу наших падений.
Обращение, которого так настойчиво требует от
нас Господь, особенно во время Великого Поста,
должно начаться с решительного отвержения
любого греха и любой ситуации, в которой мы
подвержены опасности оскорбить Бога. Моральное
обновление, в котором так сильно нуждается
мир, начинается с убеждения, «что на земле для
тебя существует лишь одно зло, которого ты должен
бояться и с помощью благодати Божией избегать
- грех» (Эскрива). Зато «утрата ощущения греха
является формой или плодом отрицания Бога (…).
Если грех представляет собой разрыв сыновнего
отношения с Богом для того, чтобы вести
собственную жизнь пренебрегая послушанием Ему,
то грехом является не только отрицание Бога;
грехом является также жить так, как если бы Бог не
существовал, вычеркнуть Его из повседневной
жизни» (Иоанн Павел II, Апостольское обращение
Reconciliatioet poenitentia, 18). Мы же не хотим вычеркнуть Бога
из повседневной жизни, но наоборот, хотим, чтобы
Он еще больше в нем присутствовал.
«С тем же основанием мы можем утверждать
- говорит св. Жан Вианней - что Страсти,
которые Христос претерпел от иудеев, не идут ни
в какое сравнение с теми страданиями,
которые Ему причиняют христиане, оскорбляя Его
смертными грехами (…). Каким огромным будет наше
изумление, когда Иисус Христос покажет нам то,
из-за чего мы оставили Его». Какие нелепости
предпочли мы столь великому благу! По воле
милосердия Божия и благодаря помощи благодати,
мы не оставим Его, но будем стараться приблизить
к Нему многих из тех, которые отдалились от
Него.
17.2. В нашей жизни мы ежедневно
должны принимать на себя труд личного обращения,
которого от нас требует Господь, но
в определенные периоды и в определенных
ситуациях - как во время Великого Поста - мы
получаем особую благодать, которую должны
использовать. Этот литургический период
является особенным поводом, дабы усилить борьбу
с грехом и приумножить жизнь благодати
посредством совершения добрых дел.
Чтобы лучше понять зло греха, мы должны
задуматься о том, что Иисус Христос претерпел
нас ради. Посмотрим, как несказанно Он страдает
во время агонии в Гефсиманском саду. Ибо не
знавшего греха Он сделал для нас грехом
(2 Кор 5,21) - говорит ап. Павел; Он взял на
себя все наше зло до такой степени, что Его
заливает кровавый пот. «Иисус, одинокий и
опечаленный, страдает, а капли кровавого пота
орошают землю. Приклонив колени на твердой земле,
пребывает в молитве… Проливает слезы за
тебя… и за меня. На Него давит бремя человеческих
грехов» (Эскрива). Эту сцену мы должны вспоминать
часто, ежедневно, но особенно тогда, когда
умножаются искушения.
Господь призвал нас к святости,
к любви, которая выражает себя в делах,
поскольку от нашего отношения к повседневному
греху зависит прогресс в нашей духовной жизни.
Повседневные грехи, когда мы не стараемся их
избегать, или, совершив их, не выказываем
особенного сокрушения, наносят большой вред
душе, делая ее нечувствительной и равнодушной
к вдохновениям Святого Духа. «Повседневный
грех ослабляет любовь; он является проявлением
неупорядоченной привязанности к сотворенным
благам; он препятствует продвижению души
к добродетельной жизни и к деланию
нравственного добра; заслуживает временного
наказания (…). Мало-помалу толкает нас на грех
смертный» (Катехизис Католической Церкви, 1863).
«Многие благочестивые души находятся
в состоянии почти постоянной неверности
в «малом»; они нетерпеливы, им не достает любви
в мыслях, суждениях и словах, они лицемерны
в своих разговорах и образе действий, холодны
в своем благочестии, не владеют собой и
слишком фривольны в своих высказываниях,
легкомысленно относятся к доброму имени
ближнего. Знают свои пороки и неверность и, может
быть, даже обвиняют себя в них на исповеди, но
не раскаиваются в них всерьез и не ищут
средств, чтобы им противостоять. Они не
размышляют о том, что любое несовершенство
такого рода подобно оловянному грузилу, которое
тянет вниз, не отдают себе отчет в том, что
начинают думать чисто по-человечески и
руководствоваться в своих действиях
исключительно земными мотивами, не осознают и
того, что обычно сопротивляются вдохновениям
благодати и плохо используют их. Таким образом
душа теряет блеск своей красоты, и Бог все более
отдаляется от ней. Постепенно душа теряет точки
соприкосновения с Богом: не видит в Нем
любящего и возлюбленного Отца, которому готова
отдаться с сыновней нежностью; что-то стало
между нею и Богом». Так начинается путь
охлаждения.
Только в решительной борьбе, имеющей
своей целью изгнание из нашей жизни любого греха,
мы можем продемонстрировать нашу люборвь
к Богу, наш ответ на Его благодать. «Как жаль,
что ты не чувствуешь сокрушения из-за твоих
повседневных грехов! - Пока ты его не
почувствуешь, не начнешь настоящей духовной
жизни» (Эскрива).
Попросим сегодня Пресвятую Деву Марию,
дабы даровала нам отвращение не только
к смертному, но также и к повседневному
греху.
17.3. «Новое обретение должного
ощущения греха является первым шагом на пути
преодоления серьезного духовного кризиса,
который преследует современного человека»
(Иоанн Павел II).
Чтобы начать решительную борьбу
с повседневным грехом, нужно признать его тем,
чем он в действительности является -
оскорблением Бога, препятствующим единению
с Ним. Необходимо назвать его по имени, без
экивоков, не уменьшая его трансцендентного
значения для души, действительно желающей идти
к Богу. Импульсы гнева, зависти, чувственности,
которых мы тут же не подавим, желание быть
центром всего, обратить на себя внимание;
сосредоточение только на себе самом, своих делах
и интересах, утрата способности интересоваться
другими людьми, рутинное, невнимательное, без
любви участие в церковных обрядах,
легкомысленные, лишенные любви и уважения
суждения о других людях - все это является
повседневным грехом, а не только недостатки и
несовершенства.
Мы должны просить Духа Святого, дабы Он
помог нам искренне признаться в своих
недостатках и грехах, сделать более чуткой
совесть, которая слишком часто ищет прощения и
оправдает свои ошибки. «Тот, кто имеет здоровое
душевное обоняние - говорил св. Августин -
почувствует отвратительный дурман грехов».
Святые вполне понимали в свете веры и любви,
что один только грех, прежде всего смертный, но
также и повседневный, производит больший
беспорядок, нежели самый большой катаклизм,
который может уничтожить землю, «зато благо
одного человека значит больше, нежели
естественное благо всей вселенной» (св. Фома
Аквинский). «Для меня лучше переносить все
возможные страдания и горести, и сухость, и
бездействие, и тьму, и голод, и холод, и все
физические страдания, нежели оскорбить Господа
Бога малейшим грехом» (блаж. Анеля Салава).
Возбудим в себе искреннее покаяние за
свои грехи и падения, будем бороться с рутиной
в практике нашего участия в таинстве Божия
милосердия. «Ощущай настоящую боль по поводу
твоих грехов, которые исповедуешь, хотя бы они
были легкие - советует св. Франциск Сальский - и
прими твердое решение исправиться в будущем.
Многие люди теряют многие духовные блага и дары
оттого, что исповедуются в повседневных
грехах по обычаю и «для порядка», не помышляя об
исправлении, и отягощены ними всю жизнь».
Пресвятая Дева Мария, Прибежище
грешников, да поможет нам иметь чуткую совесть,
дабы мы могли любить Христа и всех людей и были
искренними по отношению к себе самим и Богу на
исповеди, дабы мы считались с нашими
слабостями и умели немедленно в них каяться.