Однажды св. Тереза Авильская
встретила славного маленького мальчика. Он подошел к монахине и спросил:
"Ты кто?" "Тереза Иисуса. А ты?" Мальчик улыбнулся: "А Я - Иисус
Терезы". Произнеся эти слова, Он исчез.
Эта история
довольно точно указывает на образ жизни в единстве с Богом во Христе.
Быть истинным учеником Господа означает пребывать в живом общении с Ним,
и пока мы этого не достигнем, все остальное не должно иметь для нас
никакого значения. О духовности все пишут по-разному. Как правило, под
ней подразумевают святость жизни.
Ряд современных авторов описывает
ее как "сотрудничество с Богом". Второе толкование кажется мне более
живым, хотя, это, конечно, не отрицает традиционного. Оно указывает не
только на значение Божией благодати, но и на роль человека в духовном
совершенствовании. Святой Августин великолепно сформулировал это:
"Господь, сотворивший тебя без тебя, не освятит тебя без твоего
участия".
Божие присутствие в духовности
Без
сомнения, стремление к совершенству заложено в человеке Богом. Именно
Всевышний призывает нас, зовет нас пребывать в святом общении с Ним.
Никто не может похвастаться высокими стремлениями к святости и
совершенству, не признавая, что это - дар Творца. Без Его призыва, без
Божественной благодати мы бы никогда не захотели святого и сладостного
общения с Богом. Пророк Иеремия четко говорит об этом: "Я Господь,
Который сотворил Землю, устроил и утвердил ее, - Господь имя Ему:
воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное,
чего ты не знаешь" (Иер 33,3).
Господь открывает нам величие Своей
любви. И тот, кто однажды ощутил Божественную любовь, не станет искать
утешения в людях и материальных благах этого мира. Таков опыт святых.
Путь истинной духовности - это путь совершенного единения с Богом. И Его
всемогущая любовь облегчает нам странствие по этому пути.
Наконец,
Господь делится с нами Своей преображающей благодатью, не обделяя никого
из тех, кто встал на путь духовного совершенства. Конечно, мы часто
сталкиваемся с трудностями, человеческая слабость и ограниченность
мешают нам продолжать этот путь. Но благодать Божия дарована нам в
преизбытке. Об этом пишет апостол Павел: "Господь сказал мне: "довольно
для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я
гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, что бы обитала во мне
сила Христова" (2 Кор 12,9). Пусть эти слова дарят нам радость и
утешение в нашем стремлении достичь высот совершенства, к которым
Господь призывает нас.
Зачем нужна духовность
Господь
играет большую роль в духовном развитии человека, но не менее велика
роль самого человека. Но что же мы должны делать? Во-первых, мы должны
откликнуться, когда Господь, по своей великой благодати, приглашает нас к
личному общению. Наше участие в мессах, причащение, молитвы Розария и
другие благочестивые практики не будут значить ровным счетом ничего для
нашего духовного роста, если они не приближают нас к Богу. Некоторые
люди постоянно осознают свою греховность и ничтожность. Они даже не
смеют и подумать о дружеских отношениях с Богом. Как они заблуждаются! С
великим смирением мы должны осознать великодушие Небесного Отца. Он
вовсе не страшный Бог, который свысока следит за Своими грешными
творениями, чтобы в любой момент обрушить на них возмездие. Нет, наш
Господь подобен отцу из притчи о блудном сыне. Он готов принять нас,
идущих домой, с распростертыми объятьями, несмотря на наши грехи.
Во-вторых,
мы должны быть открыты для Божественной благодати, которой Господь
укрепляет нас во Святом Духе. Духовная борьба никогда не дается легко, и
в одиночку нам не справиться. Но Спаситель - наш первый помощник. Его
благодать всегда с нами.
В-третьих, мы должны основывать свою жизнь
на принципах, которые Христос заповедал в Евангелии. Св. апостол Павел
призывает в первой главе Послания к Филиппийцам "защищать Евангелие".
Наши стремления, потребности, ценности должны всегда быть основаны на
Евангелии.
Сильная привязанность к людям и вещам может оказаться
препятствием на нашем духовном пути, помешать нам расти и стремиться к
совершенству. Чем больше мы привязаны к этому миру, тем дальше мы от
Господа. И чем больше мы будем избавляться от этой привязанности, тем
легче и быстрее мы сможем приблизиться к Богу. Апостол Павел советует
нам помышлять лишь о том, "что только истинно, что честно, что
справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только
добродетель и похвала."
Во Христе и со Христом
Духовная
борьба, которую мы ведем совместно с Богом, следует вести во Христе и
со Христом. Роль Спасителя в нашем духовном возрастании весьма велика.
Цель воплощения Божиего Сына состояла не только в том, чтобы совершить
искупление человечества, но также и в том, чтобы показать пример
христианской жизни Его последователям. В конституции II Ватиканского
Собора "Gaudium et spes" замечательно сказано: "Сын Божий, через Свое
воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком.
Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил,
человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил".