Церковный год, называемый также литургическим
годом, является непрестанным, циклическим воспоминанием,
переживанием и празднованием спасительного дела Иисуса Христа. В
установленные литургическими предписаниями дни мы празднуем Тайны
Господни, начиная от Воплощения и Рождества до Вознесения и
Сошествия Святого Духа. В остальные дни мы размышляем над
христианской жизнью, совершающейся во втором пришествии Господа.
Циклически повторяющиеся празднества,
напоминающие нам о Тайне Христа — это не только воспоминание
отдельных событий из жизни Христа, но, прежде всего, актуализация
всего Его дела спасения.
«Воспоминая таким образом тайны Искупления,
Церковь открывает верным богатства добродетелей и заслуг своего
Господа, так что они становятся в известном смысле присутствующими
во всякое время, а верные могут прикоснуться к ним и исполниться
благодатью спасения… Каждую неделю, в день, названный ею «днём
Господним», то есть воскресеньем, она вспоминает о Воскресении
Господнем. Кроме того, раз в год она празднует Воскресение Господа
вместе со Святыми Его Страстями в величайшее торжество Пасхи».
К должному переживанию Пасхальной Тайны Церковь
готовит своих верных в течение сорокадневного периода Великого Поста
(от Пепельной Среды до Великого и Страстного Четверга). Пасхальное
время длится в течение последующих пятидесяти дней и завершается
торжеством Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы). Кроме ежегодного
празднования Пасхальной тайны Церковь также чтит память Рождества
Христова (25 декабря) и Его Богоявления (6 января).
Также и эти торжества предваряются периодом
подготовки — Адвентом, длящимся четыре недели (от первого
воскресенья Адвента до 24 декабря). Рождественское время
продолжается до воскресенья Крещения Господня, совпадающего с первым
воскресеньем после торжества Богоявления.
Остальные дни года составляют так называемое
рядовое время церковного года — 33 или 34 недели кроме
Рождественского времени и Пасхи. Длится оно от понедельника после
праздника Крещения Господня до Пепельной среды и от понедельника
после торжества Сошествия Святого Духа до первого воскресенья
Адвента. В это время мы почитаем полноту тайны Христа, над которой
особенным образом размышляем во время воскресной литургии.
Одновременно с тайной Христа, в литургическом году нам сопутствуют
Пресвятая Дева Мария и святые.
Наше живое и деятельное участие в торжествах
литургического года должно быть как духовным и индивидуальным, так и
внешним и общим в рамках христианской общины. Ибо церковный год
освящает не только каждого христианина, но также приход и всю
Церковь.
Фундаментом всего литургического года является
воскресенье — День Господень. Воскресенье — первый и старейший
праздничный день в Церкви.
Воскресенье — это день не столько для Господа,
сколько, прежде всего, день Господа. Не столько человек освящает
воскресенье, сколько Сам Воскресший Господь освятил этот день,
совершая спасение и даруя верным Своим новую жизнь — нового Духа.
Воскресенье — это день, когда приходит Господь.
Это время Бога в жизни человека. Спаситель
являет Себя верующим. Воскресший Господь действует в сообществе
верующих, садится за стол вместе со Своими учениками, объединяет их
с Собою. Всё это происходит при содействии Святого Духа, Чьим
тайнодействием всё это совершается во время литургии. Быть
христианином и участвовать в воскресной литургии — всё это
неразрывно взаимосвязано.
Воскресенье — это не только день воспоминаний,
но также и призыв к тому, чтобы продолжать жить Тайной жизни, смерти
и Воскресения Христа в Евхаристии. Здесь встречаются человек, община
семьи, прихода, Церкви, и Воскресший и спасающий Христос.
Встреча с Христом — это источник глубокой
радости, духовного преображения и апостольского рвения. Евхаристия —
это сердце жизни Церкви и сердце воскресенья. Она придаёт характер
всему праздничному дню. Воскресенье без участия в Евхаристии
перестало бы быть днём христианского празднования Тайны Спасения.
Воскресенье также является днём отдыха и
празднования. Воскресный отдых — это участие в отдыхе Творца.
Подражание Богу освящает человека: «Сей самый Дух свидетельствует
духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим 8, 16).
Радость, дар Святого Духа, рождающаяся из жизни
тайнами Божиими, создаёт атмосферу радости в воскресный день и на
протяжении всей последующей недели.
Адвент — это время радостного и благочестивого
ожидания пришествия Господа, Рождества Христова, как воспоминание
первого пришествия Христа (25 декабря) и явления Бога-Человека (6
января), а также второго пришествия Христа Господа в конце времён.
Основной смысл Адвента: Христос пришёл и
Христос придёт.
Христос пребывает с нами и непрестанно приходит
к верным Своим.
Мысль литургии в первую очередь устремлена к
второму пришествию Мессии и Его Царствию, что выражено в
литургических текстах Миссала и чтениях первой части Адвента — до 16
декабря. В это время с нами главным образом говорит пророк Исаия,
глашатай мессианских времён; в свою очередь Евангелие повествует о
том, как Христос основал мессианскую эру на земле.
Вторая часть Адвента (17-24 декабря) является
подготовкой к торжеству Рождества Христова.
Главная фигура этой части Адвента — Иоанн
Креститель, Предтеча Господень, «предуготовляющий путь в пустыне»,
призывая людей к внутреннему преображению, покаянию и возрождению.
Богородица, торжество Непорочного Зачатия
Которой празднуется в Адвенте, и почитанию Которой служат особые
мессы — так называемые «рорате», становится в это время примером
общения с Богом в святом сосредоточении, молчании и чистоте сердца,
а также примером любви к ближнему.
Во время Адвента важным литургическим символом
становится свет — Христос приходит к Своим, приносит им свет учения
Своего, Сам будучи Светом миру. Как в церковной литургии, так и в
домашней литургии символ света представлен свечами — календарными,
богородичными и адвентовыми лампадами.
С этим временем связаны богатые традиции и
домашние обычаи, имеющие символический смысл: адвентовый венок,
святой Николай, адвентовый календарь и т. д.
Рождественское время — это не только
воспоминание об историческом пришествии Спасителя, но, прежде всего,
воспоминание и переживание тайны Откровения. Тайну сию постепенно
открывают нам три торжества, которые заключают в себе всё это время:
Торжество Рождества Христова — откровение к
немногочисленной, избранной группе лиц; торжество Богоявления —
откровение к представителям языческих народов; воскресенье Крещения
Господня — откровение к Избранному Народу и мессианское
провозвестие.
Разрастание кругов откровения Сына Божия
находит отклик, прежде всего, в литургии (особенно в чтениях)
рядовых дней этого времени.
Тематика переходит от евангельских описаний
детства Христа к событиям, через которые Иисус являет Своё
мессианское достоинство и послание.
Как и во время Адвента, во время празднования
Рождества Христова Богородица остаётся Той, Которая ведёт на встречу
со Своим Сыном. Воскресенье Святого Семейства и торжество Пресвятой
Богородицы — вот дни, особым образом посвящённые Ей. Но не только: в
остальные дни литургия постоянно к Ней возвращается.
Центральное литургическое торжество церковного
года — Светлое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (Пасха).
Великий Пост является сорокадневным временем подготовки к радостному
и плодотворному участию в Пасхальных тайнах. Как Христос предварил
Свою деятельность сорокадневным пребыванием в пустыне, постом и
молитвой, так и Церковь посвящает сорок дней духовному обновлению
своих верных.
Великий Пост — это время подготовки народа
Божия к величайшим торжествам — Пасхе, понимаемой как Страсти,
Смерть и Воскресение, и празднуемой как Пасхальное Триденствие.
Центральный момент празднования — участие в Пасхальной Вечере,
связанное с обновлением завета в крещении.
Литургия Великого Поста сконцентрирована на
следующих темах:
— бодрствование — как битва с сатаной (I и III
недели),
— покаяние и обращение (Пепельная Среда и
большинство будних дней),
— крещение и обновление крещения (воскресные
дни, особенно III, IV и V недели),
— Страсти Христовы (Вербное воскресенье и
последующие дни Страстной Недели).
Воздержание от мясной пищи и соблюдение
количественного поста в Пепельную Среду и Страстную Пятницу.
Местный Ординарий даёт освобождение вплоть до
его аннулирования от обязанности соблюдать воздержание от мясной
пищи в пятницу:
— всем, кто питается в системе общественного
питания, где не соблюдаются постные предписания;
— всем, кто не имеет возможности выбрать пищу,
и должен есть те продукты, которые в данный момент доступны.
Данное освобождение не относится к Страстной
Пятнице, Пепельной Среде и навечерию Рождества Христова.
Верные, пользующиеся освобождением, должны
помолиться о Папе Римском и пожертвовать милостыню, или же творить
дела христианского милосердия.
В этот день, посыпая наши головы пеплом,
Церковь напоминает нам о том, что наша жизнь на земле однажды
завершится, и что дом наш — не на земле, а в небе. Пепел
символизирует бренность мира, смирение и покаяние. Участвуя в
публичном обряде посыпания головы пеплом, мы признаём свою грешность
и выражаем желание исправить свою жизнь. Силой заслуг Церкви мы
получаем помощь Бога для того, чтобы совершить подвиг Великого
Поста. Своё рвение мы выражаем участием в таинстве исповеди, а также
творя дела христианского милосердия и покаяния.
Начинается Великая (Страстная) неделя. Её часы
и дни не дольше дней и часов любой другой недели, однако в сознании
христианина это — Великая неделя, поскольку напоминает и особенным
образом напоминает о Пасхальной тайне: тайне Страстей, Смерти,
Воскресения и Вознесения Господа Иисуса. В этой Тайне Христос
Господь «умирая, смерть попрал, а воскресая, обновил жизнь».
Слово «Пасха» означает «переход». Первая Пасха
— это переход Ангела Господня через Египет. Оно смертельным жалом
коснулось всех перворождённых Египта, но не затронуло дома
израильтян, отмеченные кровью принесённого в жертву агнца, и
освободило Избранный народ из египетского рабства (Исх 11-13).
Пасхальные торжества — это вершина всего
литургического года. Эти торжества являются величайшим празднеством
Церкви, поскольку в рамках литургического воспоминания выражают саму
суть христианства — Пасхальную Тайну Христа, в которую мы включены
через крещение. Тридневное литургическое празднование Пасхи
традиционно начинается в Великий Четверг — вечерней св. Мессой
Воспоминания Тайной Вечери, которую Христос вкусил в преддверие
Своих Страстей, и продолжается вплоть до Торжества Светлого Христова
Воскресения.
Спаситель, пройдя через смерть, избавил нас от
власти смерти, сатаны и греха, и дал нам возможность перейти в новую
жизнь. В единении с Иисусом мы участвуем в Его победе.
Пасхальное время (Пасхальная пятидесятница)
продолжается от Светлого Христова Воскресения до торжества Сошествия
Святого Духа. Истина о Воскресении — величайшая и радостнейшая —
должна стать частью каждого христианина. В этом ему призвана помочь
литургия, особенно воскресная, которая является повторением Пасхи
(поэтому говорится: II, III воскресенье Пасхи, а не «после Пасхи»).
Время это — «Один День, который соделал Господь. День, который есть
дело всемогущества Бога, явленного в воскресении Христовом.
Воскресение — это начало новой Жизни и нового Времени, начало нового
Человека и нового Мира» (Папа Иоанн Павел II).
Внешними знаками пасхального времени являются:
крест с красной столой, пасхал и образ Воскресшего Христа,
помещённые у алтаря. Символы Воскресения остаются у алтаря до
торжества Сошествия Святого Духа.
В сороковой день после Пасхи традиционно
празднуется торжество Вознесения Господня — день памяти последнего
Богоявления Воскресшего Иисуса Апостолам. Этот день открывает время
подготовки к торжеству Сошествия Святого Духа, выражающейся, прежде
всего, в чтении новенны к Святому Духу.
Время между пасхальным и рождественским
периодами — 33 или 34 недели — составляют так называемое рядовое
время литургического года. Его содержание, как и содержание всей
истории мира — это Сам Иисус Христос, Воскресший Господь, Который в
Своей Церкви и вместе с ней идёт сквозь тысячелетия.
Это «время возрастания Церкви» — время, когда
народ Божий странствует к окончательной цели, питаясь Евхаристией и
Словом Божиим, исполняя свои обязанности и оказывая любовь.
Данный период начинается в понедельник после
воскресенья Крещения Господня и продолжается до субботы перед первым
воскресеньем Адвента, с перерывом на Великий Пост и Пасху — от
Пепельной Среды до торжества Сошествия Святого Духа.