Католическая
церковь
Католици́зм
или католи́чество (от греч. καθολικός —
"всемирный", буквально "по-всему" или "согласно всему"; впервые по
отношению к церкви термин «ἡ
Καθολικὴ
Εκκλησία»
применён около 110 г. в письме святого
Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе
веры) — крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд)
ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории
Западной Римской империи. Раскол с восточным православием произошёл в
1054 году.
Католические церкви
В Католической церкви
существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и
восточные литургические обряды. Видимым главой Католической Церкви
является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город
Ватикан в Риме. Старокатолики
откололись от Католической церкви вследствие непринятия решений Первого
Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных
группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве
таковых Святым Престолом.
История
Смотри История
Римско-католической церкви
Распространение
Распространение католицизма в
мире
Католическая церковь — крупнейшая (по числу
верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире
насчитывалось 1,086 млрд католиков. Их число постоянно
увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке.
Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является
основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия,
Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия,
Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия,
Мальта и др.).
Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство
населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии —
половину.
В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и
Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе,
большое число католиков есть во Вьетнаме,Южной
Корее и Китае
(«Китайская патриотическая католическая
ассоциация»).
На Ближнем Востоке много католиков в Ливане.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов
католиков [1].
До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям,
проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском).
Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков
составляло 11 миллионов 468 тысяч человек[2]. В современной России (2005)
существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего
числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов
человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 785 тысяч[3]
Греко-католицизм (или католицизм византийского обряда)
распространён среди албанцев, белорусов, словаков, венгров, румын,
украинцев, закарпатских русинов и мелькитов
Сирии, Ливана и США;
а также отчасти среди греков, болгар, хорватов и русских. Католики
других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте,
Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.
Доктрина
Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое
включает в себя постановления Вселенских
Соборов. Базовые положения вероучения изложены в
Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и
изложено в Кодексе канонического права.
В Католической церкви существует семь таинств:
- крещение,
- брак
- миропомазание (конфирмация)
- евхаристия
- исповедь
- елеосвящение
- священство.
Собор Непорочного Зачатия
Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в
Москве
Вероучение Католической
Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения
других христианских конфессий:
- догмат о Непорочном зачатии Девы
Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат
о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма);
- учение о чистилище (в отличие от православия и
протестантизма);
- широкое почитание Девы Марии (hyperdulia)
(в отличие от протестантизма);
- почитание мучеников, святых и блаженных при различии между
поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и
почитанием святых (dulia) (в отличие от
протестантизма);
- утверждение монархической власти Римского епископа над всею
Церковью как преемника апостола Петра;
- централизованность церковной организации (схожая черта с
некоторыми
протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии)
православных поместных церквей; утверждение монархического главенства
Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;
- безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и
нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
- нерасторжимость таинства брака;
существует лишь возможность признания недействительности брака.
Особенности
латинского обряда
- добавление «и от Сына» (филиокве) в
символ веры;
- обязательный целибат священства;
- крещение,
в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение
в воду;
- совершение миропомазания только епископом
(священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях,
например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);
- употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не
квасного;
- подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в
анафоре вместо эпиклезы;
- крестное знамение слева направо, а не справа налево как в
византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение,
как правило, совершается пятью пальцами.
Структура
Герб папского престола
Высшей, полной,
непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви
обладает Папа Римский.[4]
Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод
епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в
состав которой входят конгрегации,
суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией
формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве
Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.
Всемирная Католическая
Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточно-католических
церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов
и имеют статус «sui iuris» (своего права). На
практике это выражается в
том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя
католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и
собственное каноническое право. Крупнейшие Восточно-католические церкви
возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и
верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского
обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.
Основной отдельной
территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом.
Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К
епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:
- апостольский викариат
- апостольская префектура
- апостольская администратура
- военный ординариат
- территориальная прелатура
- территориальное аббатство
В Восточно-католических
церквях существуют, кроме того, экзархаты.
Несколько епархий (и
архиепархий) могут составлять митрополию
или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с
центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви
обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США
и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства
стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими
полномочиями в организации церковной жизни страны.
Епархии состоят из приходов,
которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу.
Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые
викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.
Особую роль в католической
церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть
монашеские ордена и конгрегации;
а также общества апостольской жизни мирян. Институты посвящённой жизни
имеют собственные уставы (утверждаемые Папой), их территориальная
организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством.
Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются
местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд
орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена,
генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие
представляют собой объединение полностью автономных общин.
В клир входят только
мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из
священников, обслуживающих приходские храмы) и чёрное
духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени
священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).
Церковнослужители
(служители Церкви не посвящённые в сан в ходе таинства священства)
имеют две степени — аколиты и чтецы —
и не относятся к клиру.
До II Ватиканского собора
к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших
чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров,
диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines
minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и
аколитов.
Целибат
обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке
восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов
целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не
сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.
Богослужение
Преобладающим обрядом в
Католической церкви является латинский или римский, распространённый по
всей планете.
Прочие Западные обряды
ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В
северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов
человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага
(Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо
(Испания) — мосарабский обряд, в которых есть ряд
отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в
богослужении Восточно-католических церквей.
Характерные черты богослужения в
латинском обряде
Богослужение до Второго
Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После
данного собора совершается также и на национальных языках.
Литургия латинского
обряда, месса — главное богослужебное действие, на
котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова
(главный элемент которой — чтение Библии) и
Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века
осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для
священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее
распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян.
Для таинства используется пресный хлеб — хостия.
Литургический год
начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов
литургического года выделяются два постных периода —
Адвент и Великий Пост,
два праздничных — рождественское
и пасхальное
время. Прочие периоды литургического года объединены под названием
«рядовое время». Выделяется три ранга церковных
праздников — «память»
(святого или события), «праздник» и
«торжество». Два главных праздника
литургического года — Пасха и Рождество празднуются с
октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава
Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному
воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и
Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового
цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.
Ежедневное чтение Литургии
часов
(бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне
могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.
Внелитургические
богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь,
поклонение Святым Дарам,
молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным
образом, Розария) и т. д.
У христиан-католиков (как
западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга
восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое,
как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!»,
а в некоторых общинах «Во веки слава!» или
«Навеки слава!».
Примечания
|