Первое чтение Сир 47, 2-13
Как тук, отделенный от мирной жертвы,
так Давид от сынов Израилевых. Он играл со львами, как с козлятами, и с
медведями, как с ягнятами. В юности своей не убил ли он исполина, не
снял ли поношение с народа, когда поднял руку с пращным камнем и
низложил гордыню Голиафа? Ибо он воззвал к Господу Всевышнему, и Он дал
крепость правой руке его – поразить человека, сильного в войне, и
возвысить рог народа своего. Так прославил народ его тьмами и восхвалил
его в благословениях Господа, как достойного венца славы, ибо он
истребил окрестных врагов и смирил враждебных Филистимлян, - даже доныне
сокрушил рог их. После каждого дела своего он приносил благодарение
Святому Всевышнему словом хвалы; от всего сердца он воспевал и любил
Создателя своего. И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы
голосом их услаждать песнопение. Он дал праздникам благолепие и с
точностью определил времена, чтобы они хвалили святое имя Его и с
раннего утра оглашали святилище. И Господь отпустил ему грехи и навеки
вознес рог его и даровал ему завет царственный и престол славы в
Израиле.
Толкование
Несмотря на грехи Давида, библейское предание считает
его
идеальным царем Израиля, то есть, тем, кто привел царство к его высшему
расцвету, которого оно больше никогда не достигало. Поэтому библейское
предание будет вспоминать о нем с ностальгией, видя в нем все черты
совершенного царя. Даже Мессии будут приписываться качества и черты
этого праведного царя, и Он будет называться сыном Давидовым. Иисус, со
Своей стороны, будет привлекать внимание Своих современников именно на
этот аспект: Он – не только сын Давидов, но Господь, то есть, Посланный
Богом, чтобы возвещать людям истину. Все, кто отрывает себя к благодати,
находят в Нем спасение и прощение.
Евангелие Мк 6,14-29
Царь
Ирод, услышав [об Иисусе], - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это
Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие
говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из
пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он
воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в
темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на
ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод
боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое
делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день,
когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим,
тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла,
плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у
меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня,
дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери
своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас
пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне
теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради
клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав
оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову
в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица
отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и
положили его во гробе.
Толкование
Мы часто совершаем одну и
ту же ошибку: считаем, что истина – это абстрактное понятие, не имеющее
никакого влияния на реальность. В этом смысле символичен вопрос Пилата к
Иисусу: "Что есть истина?” (Ин 18,38). На самом деле истина – это Сам
Христос: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как
только через Меня” (Ин 14,6). Именно потому, что истина воплощена в
определенной Личности, нужно быть готовым свидетельствовать о Ней даже
ценой собственной жизни. Таково послание Иоанна Крестителя, неудобного
персонажа для тех, кто противится силе истины: перст, указующий Ироду и
любому другому на его недозволенные деяния. Быть верным истине – значит
знать, что раньше или позже кто-то спросит с нас, насколько мы сами были
последовательны в ней: но это не должно пугать нас. Бог есть свет
истины, а это значит, что Он – в Свое время и способами, известными лишь
Ему одному – выявит то, что действительно есть в сердце каждого из нас и
наши истинные намерения.