1 Чтение – Братия мои, И сам я уверен о вас, что и вы полны благости,
исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам,
братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по
данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и
совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение
язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. Итак я
могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не
осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в
покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою
Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от
Иерусалима и окрестности до Иллирика. Притом я старался благовествовать
не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом
основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не
слышавшие узнают. (Рим 15,14-21)
Толкование
Заметили ли вы, с
какой тонкостью назидает Павел? Он извиняется за то, что, может быть,
говорил слишком прямо, указывая на недостатки христиан. Но при этом
поясняет, что чистосердечие и откровенность – это его непреложный долг,
как проповедника Евангелия, которое не допускает компромиссов или
«полуправды». Поэтому, иногда требуется действовать осторожно и
деликатно, а в другие моменты – с твердостью и предельной ясностью, как
это делал Павел. Если бы и нам удалось достичь этого равновесия, то наше
христианское свидетельство было бы гораздо убедительнее. Тебе кажется
это сложным? На самом же деле, если глаза и сердце всегда устремлены к
Иисусу, очень трудно ошибиться.
Евангелие – В то время Иисус
сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя,
на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его,
сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо
ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что
мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не
могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы
свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников
господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен
господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою
расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты
сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою
расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя
неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов
света в своем роде. (Лк 16,1-8)
Толкование
Быть хитрым и
предприимчивым сегодня – это не только качество, но и необходимость. Это
нужно, чтобы справляться с трудностями, которые неизбежно ставит перед
нами жизнь; поэтому приходится всегда искать способ, чтобы остаться на
плаву. Иисус одобряет такое поведение, но цель должна быть иной: царство
небесное. Кто сегодня проявляет хитрость и догадливость для того, что
станется в вечности? Кто способен — даже среди христиан — принять
всерьез обещание вечного счастья, которое дает нам Господь в Евангелии,
настолько серьез, чтобы решиться посвятить всего себя этому делу? Может
быть, мы и хитры для мира, но если мы не делаем этого ради Бога, то
показываем свою глупость и невежество.