Литургические чтения сегодняшнего, 27-го рядового воскресенья предлагают нам замечательное размышление о вере – первой богословской добродетели. Вера, этот богословский термин, указывает на Бога двойным образом: субъективно (ибо вера есть дар Божий), и объективно (ибо объект веры есть Бог). В сегодняшнем первом чтении из Книги пророка Аввакума (1,2-3 и из гл. 2, 2-4) пророк, подверженный испытанию, взывает к Богу: «Доколе, Господи?... Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?»… Ответ Божий не замедлил, с призывом истолковывать события в свете веры. Так, вера предстает нам как «герменевтический» ключ к пониманию и истолкованию истории. Прослушаем этот ветхозаветный текст: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе в насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор… И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет».
В кратком втором литургическом чтении из Второго послания к Тимофею ( 1, 6-8 и 13-14) святой апостол Павел обращается к своему любимому сотруднику Тимофею, призывая его верно хранить «добрый залог веры», и пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение. Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым, силою Бога… Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас». Отметим, что в Новом Завете слово «залог» употребляется только три раза, и оно всегда связано с глаголом «хранить». Под этим выражением подразумевается наследие веры и христианской истины в ее целом. Следовательно, веру необходимо «защищать», хранить в ее целостности и верно передавать посредством авторитетного учительского служения. Однако это еще не всё: на сегодняшней евангельской странице утверждается, что вера может совершать невозможное и что она определяется как добровольное и бескорыстное служение, совершаемое не только в лоне христианской общины, но и во всем обществе.
Прослушаем теперь сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (17, 5-10), открывающее нам великую силу веры: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать».
-----------------Для лучшего понимания услышанного евангельского текста следует вкратце напомнить о контексте, в каком Иисус произнес эти слова. В предыдущей главе своего евангельского повествования святой Лука привел учение о милосердии Божием, обращенное Иисусом к книжникам и фарисеям. Вслед за этим Господь дал наставление Своим ученикам о том, как следует претворять в жизнь милосердие Божие. Сегодня Иисус показывает нам, что милосердие есть воистину душа христианской общины. Прежде всего, Иисус с большим реализмом предостерегает нас от соблазна, который может возникнуть в лоне общины и нанести ей великий ущерб. Далее Господь утверждает, что благодаря милосердию место падения может превратиться в место спасения. Милосердие не побуждает нас отворачиваться от согрешившего, но приходит к нему на помощь, даруя ему возможность исправиться.
Взирая на эти евангельские требования, ученики Христовы сознают всю свою недостаточность и неспособность и, следовательно, просят Господа, дабы Он умножил в них веру. Ясно, что здесь подразумевается не количество, а качество веры. Так, ученики осознали, что недостаточно ежедневно просить хлеба насущного и прощения грехов, но следует просить также веру. Таким образом, вера – это дар Божий, который, когда человек его принимает, мощно воздействует на всю его жизнь, побуждая к братскому общению, и продолжает свое действие в будущем, т.е. в истории. Итак, чтобы подлинно жить в духе милосердия, выражающего любовь, необходима вера. В самом деле, христианская любовь – это не просто чувство или инстинктивный импульс. Христианская любовь – это зрелый плод веры, выражающийся в великодушном, бескорыстном служении.
Далее Иисус сравнивает веру с малым горчичным зерном. Что это значит? Это значит, что, подобно горчичному зерну, вера обладает мощной жизненной силой. Иисус предлагает образ смоковницы, крепкого дерева, глубоко укорененного в почве, которого вера способна, однако, искоренить и пересадить куда хочет. Воистину нет ничего невозможного для веры. Но следует напомнить, что для принесения плода зерно веры должно упасть в подходящую почву. Это требует от терпеливого ученика последовательности, настойчивости и готовности к борьбе со всеми мирскими силами, препятствующими созреванию веры.
Более того, подлинный «труд» или подвиг, к которому призван ученик Христов для умножения веры, - это слушание. В самом деле, зерно веры приносит плод только с помощью слушания, как утверждает святой апостол Павел, говоря: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия». Итак, христианская жизнь предстает перед нами как послушание призыву веры.
------------------Вслед за этим Иисус, осветив силу и необходимость веры, предлагает Своим ученикам краткую притчу, посредством которой Он открывает Своим последователям всех времен, что Евангелию нельзя служить подобно тому, как служат наемные работники, ожидающие своего жалования. Воистину наши отношения с Богом не могут обусловливаться контрактом, потому что Бог – не хозяин, не владелец, а Отец. Святой апостол Павел особо предостерегает верующих от такого уклонения или ложного представления в своем Послании к Римлянам, в котором он выделяет две разные категории людей: иудеев и язычников. Первые из них, иудеи, обладают сильной религиозностью, но им неведома справедливость Божия, которой они не чувствуют себя подверженными. Справедливость же Божия, или правда Божия, напротив, выражает любящую и спасающую волю Господню. К сожалению, иудеи не способны понять этого, и, движимые лишь страхом, они стараются спастись, укрыться от гнева Божия посредством тщательного, часто формального соблюдения Закона. Язычники, со своей стороны, хотя они иначе взирают на Бога, оказываются неблагодарными Ему и не прославляют Его как подобало бы, «осуетившись в умствованиях своих, так что омрачилось несмысленное сердце их», как отмечает святой апостол Павел в Послании к Римлянам. Так, язычники, посредством жертв и обрядов, стремятся лишь воздействовать на Бога в своих эгоистических целях. Мы видим, что и в этом случае Бог оказывается непонятым, не познанным. В самом деле, можно говорить о возникновении двух подлинных отклонениях, т.е. религии, вдохновляемой страхом, и религии, вдохновляемой корыстью.
Однако эти две формы псевдорелигиозности ничего не имеют общего с подлинной верой. Воистину без Христа у человека может быть только антропоморфическое, искаженное представление о Боге, неизбежно ложное, потому что только Бог может открыть Себя человеку и делает это через Слово, т.е. Иисуса Христа. Что же говорит нам Иисус? Он открывает нам, что подлинно верующий – это раб «ничего не стоящий». Как же следует понимать эти слова? Христианин сознаёт пользу и ценность своего служения, но он совершает его бескорыстно, как нечто должное, не ожидая ни воздаяния, ни похвалы. В самом деле, всякое христианское служение онтологически «бескорыстно», потому что оно возникает из искренней любви ко Христу, отдавшему Свою жизнь за нас и за весь мир.
Итак, вера – это ответ благодарного человека, которого достигла благодать Божия. Она побуждает нас признавать, что Бог самостоятельно открывает и дарует Себя человеку. Вера позволяет нам распознавать присутствие Божие в течение всей истории человечества, присутствие тайное, подобное зерну, сокрытому в земле, но мощному и действенному. Итак, вера – это душа религии. Мы свидетели того, что, религия, лишенная веры, остается бесплодной и тщетной. Когда же она глубоко воздействует на всю жизнь человека, она неизбежно проявляет всю свою силу - не разъединяющую, а соединяющую всех людей.
В заключение нашего размышления о вере прослушаем поющийся сегодня Псалом 94, (1-2 и 6-9), прославляющий Бога - Творца и Спасителя: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего. Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего. Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое». Аминь.