Свв. Понциан и Ипполит
Призри, Господи, на завет Твой, и души убогих Твоих не забудь
навсегда. Восстань, Господи, защити дело Твоё и не забудь голосов
ищущих Тебя.
Утренняя молитва
Приди, Святой Дух, избери мое тело храмом Своим! Приди и останься со
мной навсегда! Дай мне сокровенную любовь к Пресвятому Сердцу Иисуса,
чтобы служил я Ему всем сердцем, всей душой, всем складом и всеми силами
моими. Тебе дарю я все способности тела и души. Владей всеми моими
страстями,
чувствами и побуждениями. Возьми мой ум и волю мою, память и фантазию. О
Святой Дух любви, дай мне щедрую меру действенной милости Твоей. Дай
мне исполниться добродетелью; увеличь веру мою, укрепи надежду, умножь
доверие и разожги любовь. Ссуди мне обилие семи даров Твоих, Твои плоды и
благость Твою. Пресвятая Троица, пусть душа моя станет святыней Твоей.
Аминь.
Пий XII
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Иез 16, 59-63
Чтение книги пророка Иезекииля.
Так говорит Господь: Я поступлю с тобою, как поступила ты, презрев
клятву нарушением союза. Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности
твоей, и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и
будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестёр твоих, больших
тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но
не от твоего союза. Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я
Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперёд нельзя
было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе всё, что ты делала,
говорит Господь Бог.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Ис 12
Припев: Господь меня утешил, и гнев Свой отвратил.
Вот, Бог — спасение моё: *
уповаю на Него, и не боюсь;
ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь; *
и Он был мне во спасение.
И в радости будете почерпать воду *
из источников спасения.
Славьте Господа, *
призывайте имя Его;
возвещайте в народах дела Его; *
напоминайте, что велико имя Его.
Пойте Господу, ибо Он соделал великое; *
да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона: *
ибо велик посреди тебя Святой Израилев.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 19, 3-12
Аллилуйя.
Примите слово Божие, не как слово человеческое, * но как слово Божие, — каково оно есть по истине.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: И приступили к Иисусу фарисеи, и, искушая Его, говорили
Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою
своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале
мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и
мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они
уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не
разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное
письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей, по жестокосердию
вашему, позволил вам разводиться с жёнами вашими; а сначала не было так.
Но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и
женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой
прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность
человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают
слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева материнского
родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы,
которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может
вместить, да вместит.
Слово Господне.
Вечерняя молитва
Свет неизмеримый, свет бестелесный, нетленный, непостижимый, свет не
ослабевающий, свет неугасимый, свет несозданный, свет божественный,
который просвещает очи ангельские, который веселит юность святых,
который есть Свет светов, Который есть Ты, Господи Боже мой.
Да говорит Тебе всегда сердце мое: «всем, сердцем моим ищу Тебя»
(Пс.118:10); «буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:8). И так как ищу
всегда горячо, непрерыв-но лицо Твое, — может быть, наконец, откроется
мне дверь и врата правды, да войду в радость Господа моего. Это — врата
Господни, в которые праведные войдут.
Св. Августин
Размышление
Сегодняшнее чтение продолжает серию поучений Иисуса о Царстве. Частный,
казалось бы, вопрос о разводе позволил Иисусу затронуть очень важную для
духовной жизни тему. Сам вопрос (ст. 3) был для раввинистических
богословских школ традиционным, и представители разных школ отвечали на
него по-разному, предлагая различные критерии допустимости развода.
Иисус сразу же ставит планку предельно высоко: развод недопустим в
принципе; он возможен лишь тогда, когда одна из сторон не сохранила
супружеской верности, тем самым фактически разрушив брачный союз (ст.
9). Всё остальное — уступка человеческой греховности и «жестокосердию»
(ст. 7–8). Надо заметить, что «жестокосердие» означает здесь не
жестокость, а «жёсткость» сердца, упрямство и неуступчивость, нежелание
принимать человека таким, какой он есть, что, как предполагают слова
Иисуса, и порождает желание развестись в том случае, когда речь не идёт о
супружеской неверности.
Иисус напоминает о том, что супружеский союз был изначально задуман
Богом как единственный и неповторимый для каждой супружеской пары, так,
что единение двух включало не только тело и душу, но и духовное «я»
человека, делая двоих единым целым. Такой союз не может распасться по
определению, и человек, конечно, не вправе разрушать единство, не им
созданное и не ему подвластное (ст. 4–6).
Но ученики Иисуса, кажется, поняли, что Он говорит об отношениях,
возможных лишь в Царстве, но никак не в нашем, ещё не до конца
преображённом, мире. И отвечают Ему, что в таком случае лучше не
связывать себя брачным союзом: ведь невозможно жить в нашем мире так,
как живут в Царстве (ст. 10)! И тогда Иисус говорит то, что заставляет
нас совершенно иначе посмотреть и на нашу эпоху, и на нашу собственную
жизнь. Он прямо отвечает, что сказанное Им сказано не для всех, а лишь
для тех, кто «может вместить» (ст. 11). Судя по тому, что речь заходит о
Царстве, Его слова можно правильно понять лишь тогда, когда Царство
становится для слушающего несомненной и очевидной реальностью (ст. 12). И
только тогда человек в состоянии сделать осознанный выбор в пользу
семейной жизни или безбрачия. И то, и другое возможно, но не по законам
этого мира, где и супружеские отношения, и их отсутствие определяются
исключительно или по преимуществу естественными причинами и сложившимися
обстоятельствами, а по законам Царства, где и супружеские отношения, и
воздержание от них определяются выбором человека, связанным с его
служением и с его жизнью в Царстве. И только в этом случае в жизни
человека не останется места ни для случайного брака, ни для случайного
развода, а супружеские отношения будут такими, какими их задумал Бог.
Библия-центр
catholic.baznica.info/