Св. Иоанн Златоуст, епископ и учитель Церкви
Я поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей, — говорит Господь.
Св. Иоанн Златоуст, родившийся около 350 г. в Антиохии, начал
было карьеру чиновника, однако вскоре бросил её и предался аскезе и
изучению Священного Писания. Крестился в 369 г. Стал священником в
Антиохии, а затем епископом Константинополя. За великий дар ораторского
искусства его прозвали Златоустом. Изгнанный императрицей Евдоксией,
умер в изгнании в Понтии 14 сентября 407 г. Его реликвии почивают в
базилике святого Петра в Риме.
Утренняя молитва
Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечные услышати Слово Твое и
разумети и творити волю Твою. Яко пришлец есмь на земли, не скрый от
мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от Закона
Твоего;
скажи ми безвестные и тайные премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой,
да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести
написанная, но и творити я, да не во грех себе прочитаю, но во
обновление и просвещение и в святыню, и в спасение души, и в наследие
жизни вечной, яко Ты еси просвещаяй лежащие во тьме и от Тебе есть
всякое даяние благо и всякий дар совершен, и Тебе славу возсылаем, со
Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим
Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Св. Иоанн Златоуст
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
1 Тим 3, 1-13
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Тимофею.
Возлюбленный: Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела
желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв,
целомудрен, благочинен, честен, гостеприимен, учителен, не пьяница, не
склонен к насилию, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не
сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в
послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным
домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из
новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не
впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны,
не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие
таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать;
потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жёны их должны
быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём. Диакон должен быть
муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо
служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере
во Христа Иисуса.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 101
Припев: Бог благословляет сердце непорочное.
Милость и суд буду петь; *
Тебе, Господи, буду петь.
Буду размышлять о пути непорочном: *
«когда Ты придёшь ко мне?»
Буду ходить в непорочности моего сердца *
посреди дома моего.
Не положу пред очами моими †
вещи непотребной; *
дело преступное я ненавижу.
Тайно клевещущего на ближнего своего *
изгоню;
гордого очами и надменного сердцем *
не потерплю.
Глаза мои на верных земли, *
чтобы они пребывали при мне;
кто ходит путём непорочности, *
тот будет служить мне.
ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 7, 11-17
Аллилуйя.
Великий пророк восстал между нами, * и Бог посетил народ Свой.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие
из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским
воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была
вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился
над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие
остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мёртвый,
поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех
объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и
Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей
Иудее и по всей окрестности.
Размышление
Лк 7:11-17
Евангелист Лука придает особенное значение исцелениям, которые
совершил Господь Иисус. Для него, как для врача, быть может, лучше, чем
для других людей, заметен и важен чудесный характер этих исцелений. Тем
более, воскрешение сына Наинской вдовы, не могло не привлечь его
внимания, и он, единственный среди евангелистов, сообщает о нем. Очень
важно поэтому вчитаться в его рассказ, чтобы понять, что главное для
самого евангелиста. Лука говорит о власти Господа Иисуса Христа над
смертью, и мы ясно видим божественный характер этой власти. Слова Христа
звучат как повеление: «Юноша, тебе говорю, восстань» (славянское
«востани» гораздо точнее передает здесь смысл греческого egertheti,
которое является повелительным наклонением от «воскресать»). Здесь нет
ничего общего с тем, что раньше называли «гальванизацией трупа», не
встать повелевает Господь, но вернуться к жизни из-за порога смерти.
Представив себя в окружавшей похороны толпе, мы легко поймем, почему
евангелист подчеркивает страх, который объял всех. В этом воскрешении
Сам Бог входит в нашу жизнь, и евангелист специально обращает на это
наше внимание.
Читая его рассказ, важно присмотреться к отдельным деталям.
Евангелист говорит, что этот юноша был единственным сыном у матери,
которая была вдовой. Следовательно, с его смертью эта женщина теряла
все. Мало того, что сын ее умер, и это само по себе — невыразимая
трагедия для матери, но с его смертью она лишается всех прав состояния.
Женщина в то время не была самостоятельным членом общества, как это
имеет место и теперь в некоторых исламских странах. Не будучи под
покровительством отца, мужа, брата или сына, она вообще не считалась за
человека. Именно поэтому, в частности, Господь с Креста поручает Свою
Мать любимому ученику. И здесь евангелист Лука говорит, что Господь
сжалился над осиротевшей женщиной. Три ключевые момента предлагает нам
евангелист: «ужасная трагедия — Иисус сжалился — воскресни!». Так
одновременно с Его Божеством и нераздельно от него мы видим в Господе
то, что знакомо нам и что мы поэтому называем человеческим. Старые
богословы времен христологических споров любили разделять в действиях
Христа божественное и человеческое. Здесь мы видим, насколько на самом
деле одно неотделимо от другого.
И, конечно, в нашей практической жизни для нас огромное значение
имеет то, как поступает Христос. Господь не пускается в объяснения, Он
не говорит об очистительном смысле страдания или неизбежности смерти,
ничего, подобного нашему «Бог дал — Бог и взял» не исходит из уст Его.
Ведь все это — слова, которые не могут утешить рыдающую женщину. Что ей
до этих богословских глубин… Иисус жалеет ее и ее сына, и Его
сострадание переворачивают все законы этого мира. Ведь юноша, наверное,
чем-то болел, или была еще какая-то «естественная» причина этой смерти.
Но все это оказывается несущественным, потому что Сын Божий жалеет этих
людей и дарует им жизнь. Собственно, это и есть главное в Евангелии,
Благая Весть о милости Творца.
Библия-центр
Вечерняя молитва
Господи, Дух света Свой ниспошли на меня! Меня учи шагать при свете
месяца так же, как и при ярком солнца свете. Господи, Дух силы Свой
ниспошли на меня! Дабы рукам моим, уставшим от неудач, возвратилась бы
неутомимость молодости тысячами сеять семена нового мира.
Да смешается пот мой с Твоим в Гефсимании, да проливается кровь моя
вместе с Твоей на Голгофе и утоляет поля, иссушенные несправедливостью и
эгоизмом.
Слава Тебе, Отче, Ты веди меня до конца, до Эммауса, до того места, где
открылся лик Христа – лик победившего смерть Христа – лик, полный мира и
радости.
Кардинал Роджер Эчегари
http://terramariana.org