Как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на
руку госпожи её, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он не
помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Утренняя молитва
Знаю, Господи, знаю и исповедую, что я недостоин того, чтобы Ты любил
меня, но истинно Ты достоин, чтобы я Тебя любил. Хотя я недостоин Тебе
служить, но Ты достоин служения твари Твоей. Ради этого даруй мне,
Господи, от достоинства Твоего: и я буду достоин от недостоинства моего.
Сотвори волею Твоей, чтобы я оставил грехи, и служил Тебе, как должно.
Даруй мне так вести и окончить жизнь мою, чтобы я уснул в мире и почил в
Тебе. Сотвори, чтобы при кончине пришел ко мне сон с миром, мир с
безопасностью, безопасность с вечностью. Аминь
Св. Августин
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Лев 19, 1-2. 11-18
Чтение книги Левита.
И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов
Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Не
крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим
во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не обижай ближнего
твоего, и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя
до утра. Не злословь глухого, и пред слепым не клади ничего, чтобы
преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего. Я Господь. Не делайте
неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу
великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи сплетником в народе
твоём, и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. Не враждуй на
брата твоего в сердце твоём; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за
него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби
ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 19
Припев: Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Закон Господа совершен, *
укрепляет душу;
откровение Господа верно, *
умудряет простых.
Повеления Господа праведны, *
веселят сердце;
заповедь Господа светла, *
просвещает очи.
Страх Господень чист, *
пребывает вовек.
Суды Господни истина, *
все праведны.
Да будут слова уст моих *
и помышление сердца моего
благоугодны пред Тобою, *
Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 25, 31-46
Слава Тебе, Слово Божие.
Вот, теперь время благоприятное, * вот, теперь день спасения.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Когда приидет Сын
Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на
престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних
от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по
правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые
по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне
есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был
наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы
пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы
видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы
видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели
Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ:
«истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:
«идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам
его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в
темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи!
когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим,
или больным, или в темнице, и не послужили Тебе»? Тогда скажет им в
ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих
меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную.
Слово Господне.
Размышление
Мф 25:31-46
В том, что Господь Иисус Христос говорит ученикам о Последнем Суде,
важно выделить три вещи. Во-первых, отделение оправданных и
неоправданных происходит. Выбор жизненной позиции и, как следствие,
выбор оправдания или не-оправдания, для нас реален. Это важно, потому
что мы любим изображать все розовыми красками и думать, что все равно в
последний момент все как-то устроится. Однако Господь не раз говорит о
том, что для нас существует реальная возможность выбрать ад и смерть.
Строго говоря, это оборотная сторона возможности выбрать Христа и жизнь.
Во-вторых, критерием отбора и оправдания оказывается реализация
данной нам способности бескорыстно любить и сострадать. Ведь в притче
Христовой Господь приходит к нам в тех людях, от которых ничего нельзя
получить в ответ на милосердие: бедных, больных и заключенных. Это может
нам очень не нравится, потому что «религиозная психология падшего
человека», которую апостол Павел называет «живущий во мне грех»,
предпочитает выставлять в качестве оправдания иные вещи — от выдающихся
душевных качеств до активного и деятельного служения преходящему.
В-третьих, на суд соберутся все народы. Все, невзирая ни на что. Те,
кто только что «слез с дерева» в саванне 50 тысяч лет назад и те, кто 20
тысяч лет назад ушел в Америку по льдам Берингова пролива. Те, кто жил
на Ближнем Востоке в первой половине первого века, и те, кто живет в
странах христианской Европы. Все, независимо от того, сколь много или
сколь мало было им открыто о Боге, будут судиться по тому, были ли мы
способны сострадать, помогать и жалеть людей. Это утешает, потому что
такой суд дает возможность оправдания любому. Это пугает, потому что в
глубине души мы знаем, что такие люди встречаются редко.
Важно, впрочем, иметь в виду, что Евангелие говорит об уникальной
возможности не приходить на суд, но прямо перейти от смерти в жизнь.
Этот путь — вера, действующая любовью.
Библия-центр