День расставания Матери Божией с земной жизнью называется в церковной
традиции «Успением» (от слова «сон»). Мы не знаем, как долго Дева Мария
оставалась на земле после Христова Вознесения, не знаем ни места, ни
обстоятельств Ее ухода в иной мир. При отсутствии библейских
свидетельств историческую основу праздника Успения составляют апокрифы,
единодушная вера Церкви и согласные мнения Отцов и Учителей Церкви I
тысячелетия.
Древнейшим из апокрифических источников, затрагивающих эту тему,
является документ, известный на Западе под названием «Переход Св.
Марии», а на Востоке – «Слово Св. Иоанна Богослова на Успение Святой
Богородицы». Историки весьма расходятся во мнениях относительно его
датировки. Диапазон охватывает целых четыре столетия – с конца II по
конец VI века.
Из этого текста мы узнаем, что за три дня архангел Гавриил известил Деву
Марию о Ее грядущем переходе в вечность. В этот день в Иерусалим были
чудесным образом собраны все апостолы, до этого проповедовавшие в разных
частях света. Опоздал лишь апостол Фома. Богородица высказала желание
быть похороненной в Гефсимании, вблизи Своих родителей и Обручника
Иосифа. За душой Своей Матери явился (причем видимым образом) Сам Иисус
Христос в сопровождении ангелов и святых, а апостолы под пение гимнов
отнесли Ее тело в гробницу и три дня не отходили от нее. На третий день
появился апостол Фома и пожелал проститься с Божией Матерью. Когда же
гробница была вскрыта, тела там обнаружено не было, остались только
погребальные пелены. Тогда апостолы догадались, что не только душа, но и
тело Пресвятой Богородицы было взято на небеса.
Идея восхищения Девы Марии на небеса с душой и телом (или идея Ее
телесного воскрешения сразу после смерти, не дожидаясь дня всеобщего
воскрешения) получает свое развитие в творчестве церковных писателей,
начиная с конца VII века. Так св. Иоанн Дамаскин в одной из своих
проповедей на Успение говорит следующее: «Надлежало, чтобы Тот, Кто
охранил Ее девство в Рождестве Своем, сохранил Ее тело нетленным в
смерти. Надлежало, чтобы Та, Которая держала в объятиях Творца в облике
Дитяти, пребывала в чертогах небесных. Надлежало, чтобы Та, Которая
видела Своего Сына на кресте и сердце Которой пронзил меч страданий,
которых Она избегла в Рождестве, увидела Сына, восседающего с Отцом.
Надлежало, чтобы Матерь Божия обладала всем тем, что принадлежит Ее
Сыну, чтобы всё творение почитало Ее как Матерь и как Служительницу
Божию».
В требнике, посланном Папой Адрианом I (772-795 гг.) ко двору императора
Карла Великого, в «молитве во время процессии» выражена знаменательная
мысль: хотя Мария и претерпела смерть, узы смерти не смогли Ее удержать.
Вера в эту истину разделялась всей Церковью, пока, наконец, Папа Пий
XII в своей Конституции «Всемилостивый Бог» от 1 ноября 1950 г. не
провозгласил в качестве догмата следующее: «Властью Господа нашего
Иисуса Христа, Святых Апостолов Петра и Павла и нашим собственным
авторитетом мы возвещаем, объявляем и констатируем как Богооткровенную
истину, что Непорочная Богородица и Приснодева Мария, завершив Свою
земную жизнь, была восхищена душой и телом в небесную славу».
С
этих пор праздник Успения по существу стал свидетельством о Марии, как
об эсхатологической иконе Церкви. Происшедшее с Марией касается всей
Церкви, избранным членом которой Мария является. Ее Взятие в Небесную
Славу есть знамение для Церкви, залог полноты славы и благодати, которой
пришедший во второй раз Господь увенчает своих избранных. Празднование
Успения обращает наше внимание на эту великую истину, пробуждает в нас
надежду и упование.
Торжество Успения венчает собой круг Богородичных праздников.
Одновременно оно является и самым древним в их ряду. Впервые его начали
отмечать на Востоке после Ефесского Собора (431 г.), провозгласившего
Марию родительницей истинного Бога, т.е. «Богородицей». Праздник,
установленный в честь Богоматеринства, получил соответствующее
наименование: «праздник Марии-Богоматери». Затем появились названия
«Память Богоматери» (в Палестине) и «Память Блаженной» (в Сирии).
Наименование «Успение» стало использоваться с VI века. В различных
Поместных Церквах Востока этот праздник отмечали в разные дни, пока,
наконец, император Маврикий (582-602 гг.) не установил единую дату – 15
августа, в честь победы, одержанной им над персами.
В Рим этот праздник проник при Папе Сергии I (687-701 гг.), сирийце по
национальности. Еще раньше его стали отмечать другие Поместные Церкви
Запада, также в разные сроки: Испания, по постановлению Толедского
собора 656 г. – 18 декабря; Галлия, согласно свидетельству св. Мартина
Турского (+594 г.) – 18 января, однако в Риме его всегда отмечали 15
августа. В конце концов эта дата была принята всей Католической
Церковью.
http://sibcatholic.ru/