ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 2, 1a. 12-22Неправо умствующие говорили сами в себе: «Устроим засаду праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами — обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него; ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его; он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо, если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет». Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных.
ТолкованиеСмерть праведника рассматривается безбожниками как избавление от него: они видят в нем молчаливый и постоянный укор их образу жизни и поведению. В самом деле, для тех, кто любит мрак, ослепительный свет добра является чем-то невыносимым, чему нужно противостоять и устранить. Нечестивые считают праведника неудачником, проигравшим, и поэтому они преследуют его. В действительности же он находится в руках Бога, Который в свое время прославит его и достойно вознаградит. Нечестивые же рассеются, как прах на ветру. Это происходило с Иисусом, но то же самое происходит и сегодня: сколько праведников преследуют и даже убивают власть имущие и те, кто не испытывает никаких угрызений совести? Тем не менее, они не будут разочарованы в своих надеждах: Господь знает, когда нужно показать Свою справедливость.
ЕВАНГЕЛИЕИн 7, 1-2. 10. 25-30
В то время: Иисус ходил по Галилее; ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский: поставление кущей. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришёл на праздник не явно, а как бы тайно. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придёт, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его; но никто не наложил на Него руки, потому что ещё не пришёл час Его.
ТолкованиеЕвреи даже не могли себе представить, как можно знать личность и происхождение Мессии. Он должен был прийти из незнакомого места: поэтому – считали они – Иисус не мог быть Тем, за Кого Он Себя выдает. Они думают, что знают Его; на самом же деле они не знают даже Того, Кто Его послал, Самого Бога. Они никогда не имели истинных отношений с Отцом Небесным, хотя и притязали на то, что знают Его хорошо. Причина проста: нельзя утверждать, что знаешь Отца, если не принимаешь личность Иисуса. Для каждого из нас очень важно избегать этой ошибки: принять Иисуса – значит быть уверенными в том, что мы не ставим на Его место идолов, которые не имеют ничего общего с Богом и с Его волей.