Мы приближаемся к концу Четыредесятницы. В сегодняшнее, 5-е воскресенье Великого Поста мы уже можем услышать голос Праведника, окруженного Своими врагами. Христос идет навстречу Своим Страстям в полном одиночестве. Да, Он действительно один: Его не понимают родные, от Него постепенно отходят ученики, а местные власти принимают Его за безумного. Однако, ныне, более, чем когда либо, Иисус открывает глубину Своей любви к Богу и братьям. В прошлое воскресенье, слушая притчу о блудном сыне, мы созерцали радость Отца, принимающего пропавшего сына. Сегодня, в евангельском повествовании о прощении грешницы нам открывается, как Иисус Христос обновил и восполнил Моисеев Закон.
На такое обновление уже намекает читаемый сегодня отрывок из Книги Пророка Исайи (43, 16-21), который гласит: «Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли, как светильня, погасли. Но вы не вспоминаете прежнего, и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою».
Прослушаем теперь сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна (8, 1-11), в котором повествуется о прощении грешницы: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди. Иисус, восклонившись, и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Эпизод, о котором повествуется в сегодняшнем евангельском чтении, произошел в Иерусалимском храме, где Иисус учил народ. Святой евангелист Иоанн представляет нам Его как авторитетного Учителя, истолковывающего Тору. И это не случайно, потому что книжники и фарисеи побудили Иисуса высказать мнение как раз о вопросе, касающемся Торы, а именно о том, следует ли побивать камнями женщину, взятую в прелюбодеянии? Как отмечает святой Иоанн, книжники и фарисеи задали этот вопрос коварно, с желанием «найти что-нибудь к обвинению Иисуса». В самом деле, если Иисус высказался бы за прощение прелюбодейки, то Он пошел бы против Торы, предписывавшей побивать камнями таких грешниц. Какой же Учитель осмелился бы противоречить Слову Божию? Если же, напротив, Иисус высказался бы за казнь, то Он пошел бы против римской гражданской власти, единственной, которой надлежало применять закон. В таком случае Иисус опять оказался бы виноватым. Как же ответил Иисус на такой коварный вопрос? Он ответил жестом и изречением, т.е. действием и словом.
Что сделал Господь? «Он, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания». Этому жесту Иисуса можно дать тройное истолкование. Прежде всего, он ссылает нас к Десяти Заповедям, написанным перстом Божиим на скрижалях. Напомним, что Бог дважды написал Свои Заповеди по причине греха, совершенного Израилем. Этот факт проливает свет на несомненную волю Божию по отношению к идолопоклонническому отступничеству Израиля, а именно: дарование прощения. Здесь Иисус напоминает учителям и законникам, что в Боге милость всегда преобладает над осуждением. Далее, отметим, что писание на земле ссылает нас также на пророчество Иеремии, которое гласит: «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, Источника воды живой». Прах означает здесь ад. Иисус, Своим писанием на земле, хочет напомнить Своим собеседникам, что они удаляются от Бога своим презрением и своей лживостью. И, в третьих, отметим, что некоторые экзегеты связывают этот жест Иисуса с пророчеством Иеремии о восстановлении дома Израилева, когда Бог напишет Свой закон не на каменных скрижалях, а на сердцах человеческих: «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». Такой, написанный внутри человека закон, станет источником жизни, а не смерти.
После жеста, совершенного Иисусом, обратим внимание на Его слова, которые вошли в нашу историю: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Эти премудрые слова Иисуса напоминают нам о часто забываемой нами действительности, т.е. о том, что никто не может считать себя праведным перед Богом. Наряду с этим, Иисус указывает на риск, какому часто подвергаются религиозные люди, заключающийся в присвоении себе права судить других. В самом деле, тот, кто мнит себя праведным, безупречным, часто становится самым беспощадным обвинителем своих ближних. Более того, эти слова Иисуса звучат здесь как настойчивый призыв к преодолению бездушного применения закона, в котором буква преобладает над духом закона. Иисус призывает нас здесь к умению распознавать глубокое намерение Божественного Законодателя, хотящего не смерти грешника, а его жизни через покаяние. Как восклицает пророк Иезекииль от имени Господня: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Мы видим, что эти слова Иисуса произвели удивительный результат: все, один за другим, начиная со старших, отошли, ибо совесть обличала их. Однако, это еще не значит, что они покаялись и обратились. Напротив, как засвидетельствует впоследствии святой евангелист Иоанн, они отошли, чтобы уже с полной решительностью искать, как убить Иисуса.
«И остался один Иисус и женщина, стоящая посреди»… Между ними происходит замечательный и, в то же время, весьма важный диалог. Иисус спрашивает женщину, где ее обвинители и остался ли хотя бы один, так называемый «праведный», готовый осудить ее? Такого не нашлось, потому что все оказались грешными; все, кроме одного, т.е. самого Иисуса. И здесь мы подходим к одному из наивысших моментов этого диалога: Иисус открывает нам, что Он есть Праведник, Который не осуждает, а оправдывает. Конечно, Иисус не преуменьшает грех этой женщины, но Он не отожествляет грех с грешником, ибо Он пришел не для того, чтобы осудить, но для того, чтобы спасти.
Как же Иисус спас человечество, искаженное и униженное грехом? Он спас его принесением в дар Своей жизни. Святой евангелист Иоанн подчеркивает это посредством двух символических элементов. Так, отметим, что Иисус неоднократно «наклонился» и «восклонился», совершая символический акт, представляющий пасхальный динамизм, выражающийся в уничижении и возвышении. Воистину, примирение есть плод любви, готовой пойти на смерть, чтобы возвратить человечеству утраченные достоинство и славу. Это – первый элемент. Второй элемент – это «круг». Святой евангелист Иоанн уточняет, что книжники и фарисеи поставили эту женщину «посреди». Так, вокруг нее образовался смертельный круг, казалось бы непреодолимый. Но Иисус разорвал этот смертельный круг, возвращая женщину к жизни. Когда же настанет Его собственный час, Иисус не выйдет из этого круга, но пойдет на смерть и, пройдя через нее, окончательно победит ее власть. Тогда произойдет самое невероятное событие в истории, потому что круг смерти превратится в круг жизни: «В тот же первый день недели вечером … пришел Иисус и стал посреди. И говорит им: мир вам!». Воистину любовь побеждает ненависть, благодать побеждает грех и свет торжествует над тьмой. Да, мы уже можем услышать голос преследуемого Праведника, дающего нам возможность предвкусить красоту воскресшей жизни, пасхальной радости.
В заключение нашего великопостного размышления прослушаем поющийся сегодня Псалом 125-й, благодарственный гимн, возносимый Богу за наше избавление: «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!». Великое сотворил Господь над нами; мы радовались, Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои». Аминь.