В следующее мы будем отмечать начало 2012 года. По
католической традиции первый день года посвящен Деве Марии, Матери
Божьей. Церковь провозгласит в этот день вторую главу Евангелия от Луки,
стихи с 16 по 21. Итак, в воскресенье мы будем праздновать материнство
Девы Марии. По-гречески слово «Богородица» звучит как Θεοτόκος. Этот
титул Дева Мария получила еще в самом начале истории христианской веры.
Его защищали Отцы Церкви, епископы, следящие за сохранением целостности
веры. В этом титуле заключена глубочайшая правда, которая является
неотъемлемой частью нашей веры. Почему так важно знать, действительно ли
Дева Мария – Матерь Единородного Сына Божьего, то есть Матерь Бога? И
как разрешить логическое противоречие ее материнства: если Мария –
творение, как она могла породить Творца? Ответ на этот вопрос звучит
совершенно неожиданно. Потому что загадка материнства Марии не касается
ее, а ее Сына Иисуса Христа, который является как Богом, так и
человеком. Если бы Иисус был только Богом, то события Его жизни не были
бы так важны нам, людям. Мы можем себе представить, что Бог всемогущ.
Но какое это имеет отношение к нашей жизни, нашим трудностям, нашим
страданиям? С другой стороны, если бы Иисус был только человеком, это
тоже не очень-то нас обрадовало. В этом случае перед нами предстал бы
человек с неординарными способностями, но лично нас это бы не спасло.
Человечество спасает тот факт, что Иисус был истинным Богом и истинным
человеком. И именно веру в это защищает понятие Теотокос, Богородицы,
женщины, породившей своей человеческой плотью истинного Бога. Этот факт
нельзя объяснить логически. Перед нами - тайна вочеловечения.
На первый взгляд проблема богорождения кажется исключительно
философский. Но, по-настоящему, имеет огромное значение для нашей
повседневной жизни. Постараемся понять, каким образом.
Иисус Христос
заключает в себе прекрасный парадокс, как и многие христианские понятия.
Он, действительно, наш брат. Иисус принял на Себя нашу плоть и прожил,
прочувствовал все те ощущения, которые присущи нам. (Все, кроме греха).
Но Он также Сын Бога. Истинный Бог и истинный человек. Иисус может
научить нас быть настоящими людьми и быть Детьми Божьими. Наша конечная
ипостась, то есть, какими мы призваны стать, показана в Иисусе Христе.
В
первый день нового года Церковь представляет нам Деву Мария, которая
способна породить Бога. И эта возможность дарована каждому из нас. В
Евангелии от Луки рассказывается о том, как однажды собравшиеся вокруг
проповедующего Иисуса, сказали Ему, что к Нему пришли Матерь и братья
Его (слово «братья» обозначало родственников в широком смысле), но
смогли подойти к Нему по причине народа, а остались ждать в стороне,
чтобы потом встретиться с Иисусом. На это Иисус ответил: «Матерь Моя и
братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8, 21). Это
значит, что мы можем делать то, что сделала Мария, будучи братьями
Иисуса. Дева Мария породила Бога, а мы можем нашей жизнью, нашими делами
проявлять Славу Божью, Его присутствие, Его любовь в мире.
И здесь
мы вынуждены затронуть одну из главных проблем современности:
бесплодность. Мы забыли о том, что призваны стать отцом и матерью. Не
всегда по плоти, но всегда духовными. Мы призваны к тому, чтобы стать
источниками Божьих дел и творить прекрасное, доброе и вечное. Мы –
братья Иисуса и дети Отца Небесного. Крещение каждому из нас дарует эту
родственную связь с Богом. Через Крещение и мы получаем сущность
истинного Бога и истинного человека. И на примере многих христиан и,
особенно, известных нам святых, мы видим, какие чудеса и прекрасные дела
могут совершать люди, использующие эту богочеловеческую натуру, этот
великий дар крещения. Но не каждый хватается за эту возможность, не
желая открыться дару материнства или отцовства, то есть дару
плодoтворности.
1 января является праздником плодотворности Девы
Марии. Это торжество призывает нас открыться плодотворности. Мы живем в
эпоху, в которую общество не только нападает на семью и семейные
ценности, но и прививает нам желание полной самодостаточности,
автономности. А это, в свою очередь, привело нас к одиночеству. Сначала
мир заставляет нас влюбиться в самих себя: в наш разум (в эпоху
Просвещения), а затем в наши чувства (в эпоху Романтизма), а
современность знаменуется нашей влюбленностью в ощущения и внутренние
переживания. Это привело к идолопоклонничеству перед удовольствиями, и
жизнь человека превратилась в бесконечное кочевание от одного
удовольствия к другому. Наши чувства остаются поверхностными, и такими
же являются отношения. Однако, постоянный поиск способом
самоудовлетворения крадет у нас нашу плодотворность, нашу открытость
жизни. Мы превратились в ненасытные глотки, постоянно ищущие, чем бы
наполнить себя, как бы откусить от жизни кусок побольше. Нашей главной
мыслью стало «есть, есть, есть». И кто-то насыщается, просиживая свою
жизнь перед телевизором. Кто-то – «меняя женщин, как перчатки», кому-то
день без Интернета кажется прожитым впустую, кто-то ищет удовольствие в
еде, а кто-то в компании.
Однако человек никогда не достигнет
счастья таким образом. Он призван не к тому, чтобы стать черной
бездонной дырой, в которую засасывается жизнь, то есть всё, что
попадается под руку. Человек создан для того, чтобы быть источником
жизни. Наша жизнь – это призвание к любви. А любовь всегда плодородна.
Любовь – это готовность открыться для жизни других, жить ради других.
Плодотворность имеет множество аспектов. Не достаточно просто иметь
детей. Ведь даже многодетная мать может быть занята только собой. Не в
том смысле, что она будет краситься с утра до вечера и ходить по
массажам, а в том, что она будет открыта только для собственных проблем.
То же самое касается христиан. Можно внешне принадлежать к христианской
вере, но если для человека самое главное – удовлетворение собственных
интересов, самореализация (даже духовная), - его жизнь останется
неплодотворной.
Мы призваны к тому, чтобы стать источником жизни, а
не ее завершением. В нас жизнь должна зарождаться, а не поглощаться и
исчезать. Мы рождены для того, чтобы даровать жизнь, оберегать ее,
взращивать.
Дева Мария, образ каждого христианина, является Матерью
Божьей, потому что в ней проявилась воля Бога. Но, в первую очередь, она
матерь, хотя для этого у нее нет никаких условий. Мария – незамужняя
дева. Зачинает она с помощью Духа Святого. Почему это важно для нас?
Потому что это значит, что нам не нужны исключительные способности или
условия для того, чтобы Бог воплотился на земле через нас. Нам просто
надо открыться Его воле. Дева Мария становиться матерью, потому что
говорит свое да Богу. Наверное, это и увидели в ней пастухи из
воскресного Евангелия. И еще они увидели младенца в яслях, которые
являются не самым привычным местом для ребенка. Ни одна мать не положит
свое новорождённое дитя в грязные ясли. Но Иисус не живет по законам
человеческих удобств. Он лежит в яслях, потому что рожден, как дар, как
пища для других. Иисус – Сын Божий и будет прославлен. Но не земной,
человеческой славой, подразумевающей почет, восхваления и фотографию на
первой странице газет. Его слава состоит в том, что Он ничего не требует
и всё дарует, вплоть до собственной жизни. И мы с вами призваны к тому,
чтобы стать детьми Отца Небесного, по примеру Девы Марии. То есть не
людьми, которые постоянно что-то просят, а такими, которым есть, чем
поделиться с другими. У каждого из нас огромный потенциал. Раскрыть его
можно в тот момент, когда мы отказываемся от наших инфантилизмов.
Праздник
Девы Марии – это праздник материнства, то есть возможности стать
источником добра, света, любви, надежды. Каждый из нас способен сделать
много добра, поверьте!