В последнее воскресенье литургического года отмечается торжество Христа Царя Вселенной, и евангельский отрывок Мессы этого дня (Лк 23, 35-43) показывает нам Его униженным, лишенным всего, бедным, оскорбленным. Разве можно человека в таком состоянии считать царем? Но этот человек, потерпевший поражение от многих мелких царей высокомерия и насилия, от толпы, которая кричит ему в лицо, – именно Он и есть царь. Цари этого мира хотят, чтобы им служили, а не служить. Они хотят иметь, а не давать. Они хотят диктовать, а не слушать других. Они хотят жить хорошо, но не умеют сделать так, чтобы другие тоже жили хорошо. Они хотят приказывать и не подчиняться никому. Цари этого мира хотят быть любимыми, но сами не любят никого. Иисус есть царь, Который стал слугой для Своих. Иисус есть царь, Который встает на колени перед людьми и омывает им ноги. Иисус есть Царь, Который не просит, – Иисус дает. Иисус никого не убивает, не проливает ничью кровь, не приносит никого в жертву, – Он Сам стал жертвой. Иисус есть царь, Который не притязает на любовь, но Сам дарит ее. Сей есть Бог наш, – Бог, возлюбивший нас, Бог, сделавший из любви единственную меру, высший смысл, единственную надежду.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Цар (2 Sam) 5, 1-3
В те дни: И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон, и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя. Ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля. И сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля». И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
Толкование
Давид признан и помазан на царство согласно обычаю, связанному с древними ритуалами. Прекрасно то, что племена Израиля говорят новому избранному царю: они признают себя настолько близкими ему, что называют себя его костью и плотью. Эта связь имеет нечто общее с супружеством и браком. Это чтение является знаменательным: Давид на самом деле – только образ и символ нашего истинного царя Иисуса Христа. Если для древнего царя эта фраза имела символическое значение, то для нас, напротив, она обретает реальный смысл: мы действительно плоть и кости нашего царя, Господа Иисуса. Своей смертью на Кресте Христос показал Свою царственность во всем мире, привлекая нас к Себе Своей любовью. Таким образом, каждый крещеный человек может чувствовать себя с полным правом частью Его мистического тела, которое есть Церковь.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Кол 1, 12-20
Братья: Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — и всё Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
Толкование
Павел пишет христианам фригийского города Колоссы, сообщая им великую истину: все сущее было соделано Иисусом Христом до сотворения мира. Таким образом, Иисус является не только первенцем и полнотой искупления, но и абсолютным началом всего сущего. Это означает, что вся вселенная находит в Нем смысл и существование. Для нас, людей, погруженных в измерение времени, трудно полностью понять эту истину: в вере мы открываем себя к этой великой тайне. Наша жизнь имеет смысл именно потому, что она глубоко соединена с жизнью Сына Божьего и нашего Царя Иисуса Христа; Он также является началом нашего личного создания: мы существуем именно потому, что прежде нас есть Он, с Его вечной и верной любовью.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 23, 35-43
В то время: Насмехались над Иисусом вместе с народом и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Толкование
В драматическом событии распятия сияет акт веры злодея, имени которого мы не знаем. Он оказался на кресте из-за своего неправильного выбора в жизни, и эпилог его жизни является плодом того пути, которым он хотел пройти. Тем не менее этот неизвестный персонаж становится великим учителем, оправдав свою неудавшуюся жизнь: у этого злодея случилось прозрение необыкновенной веры, которое дало ему распознать в распятом рядом с ним осужденном Сына Божия, истинного царя народов. Признать в Иисусе Царя, когда Он входит в Иерусалим с триумфом, прославляемый всеми, не сложно. Гораздо сложнее признать славу, когда Он распят на Кресте, умирая, как осужденный. Такой акт веры помогает нам, подобно злодею на кресте, принять Иисуса, в каком бы образе Он ни проявлялся в нашей жизни.
Источник: Радио Ватикана
|