ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
МЕССА ОСВЯЩЕНИЯ МИРА И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЕЛЕЯ
СВЯЩЕННОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ТРИДЕНСТВИЕ
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ
Утренняя молитва
Господи, Ты возжелал, чтобы все, кто верит в Тебя, образовали бы один народ, свидетеля, возвещающего Твой мир и любовь.
Ты пожелал, чтобы среди этого народа были священники, истинные носители
Твоей любви, провозглашающие Слово Твоё и объединяющие своих братьев,
чтобы вместе с ними заново проживать Твою смерть и воскресенье в
Евхаристии.
Молим Тебя, вложи в сердца многих мужчин призвание исполнять эту миссию.
Соделай так, чтобы их жизнь всегда бы была в согласии с возвещаемыми
словами – в духе бедности, любви и служения.
Пусть уважают они и любят братьев своих, весь народ христианский, пусть
пробуждают и поддерживают в них инициативу. Пусть стремление ко благу
царит среди священников, словно знак единства и пусть сердца их всегда
остаются открытыми для бога и человека.
Монсеньер Арман Ле Буржуа
МЕССА ОСВЯЩЕНИЯ МИРА И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЕЛЕЯ
Иисус Христос соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему. Ему слава и держава во веки веков, аминь.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 61, 1-3a. 6a. 8b-9
Чтение книги пророка Исаии.
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать
нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным
освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне
благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение,
вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда. А вы
будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут
именовать вас. И воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с
ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их — среди
племён; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 89
Припев: Милости Господни буду вечно петь.
Я обрёл Давида, раба Моего, *
святым елеем Моим помазал его.
Рука Моя пребудет с ним, *
и мышца Моя укрепит его.
И истина Моя и милость Моя с ним, *
и Моим именем возвысится рог его.
Он будет звать Меня: Ты отец мой, *
Бог мой и твердыня спасения моего.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Откр 1, 4b-8
Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна.
Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи
духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть
свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему,
возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и
соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и
держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое
око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные.
Да, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь,
Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Слово Божие.
ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 4, 16-21
Слава Тебе, Слово Божие.
Дух Господа Бога на Мне, * помазал Меня благовествовать нищим.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по
обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему
подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было
написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать
нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным
освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав
служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он
начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Слово Господне.
СВЯЩЕННОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ТРИДЕНСТВИЕ
ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ
Нам же подобает хвалиться крестом Господа нашего Иисуса
Христа, в котором спасение, жизнь и воскресение наше, через Него мы
спасены и освобождены.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Исх 12, 1-8. 11-14
Чтение книги Исхода.
В те дни: И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской,
говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у
вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в
десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по
семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не
съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему,
по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите
его от овец, или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого
дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества
Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих
косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть
съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и
с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут
чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках
ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. А Я в сию самую
ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле
Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими
произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы
находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами
язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам
день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды
ваши; как установление вечное празднуйте его.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 116B
Припев: Чашу спасения приму во имя Господа.
Что воздам Господу *
за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения прииму, *
и имя Господне призову.
Дорога в очах Господних *
смерть святых Его!
Я раб Твой и сын рабы Твоей; *
Ты разрешил узы мои.
Тебе принесу жертву хвалы, *
и имя Господне призову.
Обеты мои воздам Господу *
пред всем народом Его.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Кор 11, 23-26
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь
Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив,
преломил и сказал: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас
ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и
сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда
только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите
хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
Слово Божие.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 13, 1-15
Слава Тебе, Слово Божие.
Заповедь новую даю вам, говорит Господь, * да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от
мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца
возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде
Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки
Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с
Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в
умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым
был препоясан. Подходит к Симону Петру; и тот говорит Ему: Господи! Тебе
ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты
не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих
вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист
весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и
сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то,
возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете
Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак,
если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги
друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал
вам.
Слово Господне.
Размышление
Во время омовения ног Христос становится слугой, будучи Господом и
Учителем и призывает учеников поступать так же. Он не призывает ломать
сложившуюся в обществе иерархию, но намерен изменить сущность
человеческих взаимоотношений, в том числе социальных, изнутри, напоминая
о необходимости братского служения друг другу. И если пытаться
радикально уравнивать раба и господина, то вскоре мы увидим расцвет
нового неравенства. Но равенство взаимного служения исцеляет социальные
язвы надёжнее, и достигается оно не путём возвеличивания, а способом,
указанным Христом ученикам. Есть что-то сухое и официальное в том, что
Иуда здесь именуется полностью, этим, должно быть, евангелист
подчёркивает прекращение близких дружественных отношений между ним и
Учителем. Но полностью именуется и Симон Петр. Конечно, совпадение
первого имени Петра с именем отца Иуды было случайностью, но, может
быть, не случайно евангелист отметил это совпадение в рассказе о
событиях, происходивших накануне предательства одного из них и слабости
другого?..
У Петра смиренное чувство неловкости при мытье ног Учителем
сочетается с дерзновенным желанием получить от Него побольше, и в то же
время с пониманием, что без Христа невозможно отмыться от собственной
греховности. Христос назвал учеников омытыми, хотя видел, что они не
идеальны, знал, что скоро они дрогнут. Если мы соглашаемся на то, чтобы
Он начал нас очищать, то не надо смущаться, что мы всё ещё не таковы,
какими должны быть. Следует довериться и идти к Нему, а не
отворачиваться под предлогом собственного недостоинства. Решение вопроса
о нашем достоинстве или недостоинстве лучше доверить Ему.
Библия-центр
Вечерняя молитва
Любовью жить не значит строить кущи,
Поднявшись даже на гору Фавор.
Это – спешить на голос Твой зовущий,
Смотреть на Крест, не отрывая взор.
На Небе радость будет неземная,
Никто не в силах нас ее лишить,
Но на земле желаю я, страдая,
Любовью жить, любовью жить!
Св. Тереза из Лизье
http://terramariana.org