Варфоломей Апостол, св.
I век; в Эптернахе и Камбраи его день
празднуется 25 августа, в Персии – 13 июня. Единственное, что нам
известно точно, записано о нём в Св. Писании. Он один из 12 апостолов.
Его имя образовано от имени отца и означает «сын Толомея», и
исследователи полагают, что это тот же человек, что и Нафанаил,
упомянутый в Ин. 1:47, из Каны Галилейской, о котором Иисус говорил «вот
подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Удивлённый Варфоломей
спросил: «Почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели
позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».
Варфоломей
отвечал Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в
ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под
смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю
вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и
нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:49-51). Варфоломей жил, чтобы
увидеть Воскресение.
В Римской мартирологии указывается, что
Варфоломей проповедовал в Индии и Армении, где с него живого содрали
кожу, и где он был обезглавлен королём Астягом в Дербенте у Каспийского
моря. Традиционно считают, что он проповедовал также в Абанополисе на
западном побережье Каспийского моря, в Месопотамии, Персии и Египте.
Евсевий пишет, что Пантен Александрийский (II век) нашёл в «Индии»
Евангелие от Матфея, приписываемое Варфоломею и написанное по-еврейски.
Евангелие от Варфоломея считается апокрифическим, оно было осуждено в
указе Псевдо-Геласия.
Его останки, как считается, были захоронены на
острове Липара, потом перенесены в Беневенто, Италия, затем в Рим, где
находятся сейчас с церкви святого Варфоломея на острове в Тибре. Одну
его руку в XI веке жена короля Канута, королева Эмма передала в
Кентербери.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Откр 21, 9b-14
И сказал мне
Ангел: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознёс меня в духе на
великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим,
который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его
подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он
имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них
двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов
Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот,
с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них
имена двенадцати Апостолов Агнца.
Толкование
В символическом
видении Апокалипсиса святой город, то есть, Церковь, опирается на
основание из двенадцати апостолов. Это означает, что уже в самую раннюю
христианскую эпоху была совершенно ясна абсолютно фундаментальная роль,
которую эти мужчины имели в распространении евангельского послания, в
том числе благодаря их свидетельству жизни, прожитой рядом с Иисусом.
Варфоломей, наряду с другими, был обычным человеком, со своими сильными
сторонами и слабостями. Но Иисус избирает его в число апостолов,
потому что увидел в нем готовность трудиться ради царства небесного с
любовью и без личных расчетов. Ты тоже можешь внести свой вклад в
небесное царство, в той мере, в какой ты расположен ко Господу. Он же,
со Своим Духом, сделает остальное.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1, 45-51
В
то время: Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о
Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из
Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?
Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему
Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет
лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему
в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под
смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты
Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе
сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит
ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и
Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Толкование
Вообще
говоря, мы тоже, как и апостолы, склонны признавать величие Богa только
тогда, когда Он проявляет Себя в нашей жизни какими-то явными знаками.
То же самое происходит с Нафанаилом, который уверовал в Господа лишь
после того, как Он назвал его по имени. Иисус говорит ему, что тот
увидит еще большие чудеса. Самые же большие чудеса – это не те, что
видны глазом, но те, что действуют в глубине сердец. Никто не может их
там видеть, кроме Бога, поэтому они ускользают от нашего восприятия. Но
сколько обращений, сколько духовных исцелений, изменений жизни увидят
апостолы! Это именно те ситуации, в которых они увидят Ангелов Божиих
восходящих и нисходящих с неба. Проси у Бога взора более глубокой веры,
чтобы и ты мог видеть свидетелей таких чудес.