24 МАРТА
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
ВОСПОМИНАНИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЦвет облачений: красный. Освящение верб, крестный ход с вербами. Месса собственная, Верую, префация Вербного Воскресенья
1. В этот день Церковь вспоминает вход Христа Господа в Иерусалим для исполнения Пасхальной Тайны. Поэтому на всех Мессах следует совершать воспоминание этого входа Господня: в виде процессии или же торжественного входа перед главной Мессой и в виде простого входа — перед другими Мессами. Торжественный вход (но не собственно процессию) можно, помимо главной Мессы, совершить перед теми Мессами, которые служатся при большом стечении народа.
Там, где невозможно совершить ни процессию, ни торжественный вход, надлежит совершить Литургию Слова о входе Господнем в Иерусалим и Страстях Господа — либо в субботу вечером, либо в воскресенье в подходящее время.
ВОСПОМИНАНИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
Форма первая: Процессия
2. В назначенный час верующие собираются в малом храме или в ином подобающем месте вне того храма, куда направится процессия. Они держат в руках ветви.
3. Священник и диакон в литургических облачениях красного цвета, как для Мессы, приходят туда, где собрался народ. Вместо орната священник может надеть капу, которую он снимает по окончании процессии, облачаясь в орнат.
4. Тем временем поётся следующий антифон или иное соответствующее песнопение.
Антифон
Ср. Мф 21, 9
Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне. Царь Израилев! * Осанна в вышних!
5. Затем священник и верующие осеняют себя крестным знамением, при этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Затем священник по обычаю приветствует народ; после этого он обращается к верующим с кратким наставлением, призывая их к действенному и осознанному участию в праздничных обрядах такими (или подобными) словами:
Возлюбленные братья и сёстры! После того, как за время сорокадневного поста мы подготовили наши сердца покаянием и делами милосердия, сегодня мы собираемся, чтобы со всею Церковью предварить Пасхальную Тайну Господа нашего, то есть Его страдания и Воскресение, во исполнение которых Он вошёл во святой град Иерусалим. Поэтому с верою и благочестием сотворим память этого спасительного входа и последуем за Господом, чтобы, по благодати приобщившись ко кресту Его, стать участниками воскресения и жизни.
6. После наставления священник с простёртыми руками произносит одну из следующих молитв:
Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, освяти эти ветви Твоим + благословением, чтобы мы, с величаниями следуя за Христом-Царём, * смогли через Него достичь Небесного Иерусалима. Он живёт и царствует во веки веков. — Аминь.
Или:
Умножь веру уповающих на Тебя, Боже, и милостиво услышь их усердные молитвы, † чтобы, сегодня с ветвями приветствуя торжествующего Христа, * мы пребывали в единстве с Ним и приносили Тебе плоды добрых дел. Он живёт и царствует во веки веков. — Аминь.
Священник молча окропляет ветви освящённой водой.
7. Затем диакон или, в случае его отсутствия, священник провозглашает обычным образом Евангелие о входе Господа в Иерусалим по одному из четырёх Евангелий. Если уместно, может использоваться кадило.
ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 19, 28-40
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус восходил в Иерусалим. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: «зачем отвязываете?», скажите ему так: «он надобен Господу». Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете ослёнка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу; и, накинув одежды свои на ослёнка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Слово Господне.
8. После Евангелия может следовать краткая проповедь. Перед началом процессии священник, или диакон, или служитель-мирянин может обратиться к народу с такими (или подобными) словами:
Теперь, возлюбленные братья и сёстры, последуем в мире, подобно народу, который приветствовал Христа.
Либо
Последуем в мире, подобно народу, который приветствовал Христа.
В этом случае все отвечают:
Во имя Христово. Аминь.
9. Начинается обычным образом процессия, которая направляется в храм, где будет совершаться Месса. Если используется кадило, впереди идёт служитель, несущий дымящееся кадило; затем аколит или другой служитель, несущий крест, украшенный ветвями, согласно местным обычаям, между двумя другими служителями с горящими свечами. За ними следуют диакон, несущий книгу Евангелия, и священник со служителями. Следом за ними идут все верующие с ветвями в руках. Во время процессии хор и народ поют следующее песнопение (или иные подобающие песнопения в честь Христа-Царя):
Антифон 1
Отроки еврейские с ветвями масличными в руках * вышли навстречу Господу, * восклицая и говоря: * Осанна в вышних!
Этот антифон может повторяться между строфами Псалма 24:
Господня земля и что наполняет её, *
вселенная и всё живущее в ней.
Ибо Он основал её на морях, *
и на реках утвердил её.
Антифон.
Кто взойдёт на гору Господню, *
или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны *
и сердце чисто, не лгавший.
Антифон.
Кто не клялся душою своею напрасно *
и не божился ложно ближнему своему;
тот получит благословение от Господа *
и милость от Бога, Спасителя своего.
Антифон.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — *
Господь сил, Он — Царь славы.
Антифон.
Антифон 2
Отроки еврейские постилали одежды по дороге, * восклицая и говоря: * «Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне!»
Этот антифон может повторяться между строфами Псалма 47:
Восплещите руками, все народы, *
воскликните Богу радостным голосом;
ибо Господь Всевышний приводит в трепет, — *
Он великий Царь над всею землёю.
Антифон.
Покорил нам народы и племена под ноги наши; †
избрал нам наследие наше, *
красу Иакова, которого возлюбил.
Восшёл Бог при восклицаниях, *
Господь при звуке трубном.
Антифон.
Пойте Богу нашему, пойте; *
пойте Царю нашему, пойте.
Ибо Бог — Царь всей земли, *
пойте все искусно.
Антифон.
Бог воцарился над народами, †
Бог воссел на святом престоле Своём; *
князья народов собрались к народу Бога Авраамова;
ибо властители земли — Божии; *
Он высоко превознесён.
Антифон.
ГИМН ХРИСТУ-ЦАРЮ
Хор:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Ты — Царь Израиля, славный потомок Давида.
Ты во имя Господне грядёшь, Царь благословенный.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Все Тебя восхваляют: лики небесные — в вышних,
cмертные — на земле и всё творение с ними.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
С пальмами люд еврейский вышел Тебе навстречу.
С ними и мы моленье Тебе, песнь и хвалу возносим.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Тебе, идущему на страсть, приносили дары хвалений.
Царственное величье Твоё ныне и мы воспеваем.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Были милы Тебе их величанья — да будут милы и наши;
всякое благо мило Тебе, Царь всеблагой и кроткий.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
10. Когда процессия входит в храм, поётся следующий ответ или иное песнопение о входе Господа в Иерусалим:
Когда Господь входил во Святой Град, † отроки еврейские, предвозвещая воскресение жизни, * с пальмовыми ветвями взывали: Осанна в вышних.
— Когда услышали люди, что Господь входит в Иерусалим, вышли навстречу Ему.
С пальмовыми ветвями взывали: Осанна в вышних.
11. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание и, если уместно, окаждает его. Затем идёт к предстоятельскому месту, где снимает капу, если использовал её, и облачается в орнат. Опустив иные Начальные обряды Мессы и, если уместно, «Господи, помилуй», произносит Вступительную молитву Мессы, которая затем продолжается в обычном порядке.
Форма вторая: Торжественный вход
12. Там, где невозможно совершать процессию вне храма, следует совершить внутри храма воспоминание входа Господня в Иерусалим в виде торжественного входа перед главной Мессой.
13. Верующие собираются либо перед дверями храма, либо в самом храме, держа в руках ветви. Священник, служители и некоторые представители верующих приходят в подходящее место вне пресвитерия, выбранное так, чтобы по крайней мере большая часть верующих могла видеть обряды.
14. Когда священник подходит к означенному месту, поётся антифон «Осанна» или иное подобающее песнопение. Затем следует благословение ветвей и чтение Евангелия о входе Господа в Иерусалим, как указано выше (пп. 5-7). После чтения Евангелия священник торжественно шествует со служителями и представителями верующих через храм к пресвитерию. При этом поётся «Когда Господь входил» (п. 10) или другое подобающее песнопение.
15. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание. Затем идёт к предстоятельскому месту и, опустив Начальные обряды Мессы и, если уместно, «Господи, помилуй», произносит Вступительную молитву Мессы, которая затем продолжается в обычном порядке.
Форма третья: Простой вход
16. На всех других Мессах этого воскресенья, на которых не совершается торжественный вход, воспоминание входа Господня в Иерусалим следует совершить в виде простого входа.
17. Когда священник идёт к алтарю, поётся Входной антифон с Псалмом или другое песнопение на ту же тему. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание, а затем идёт к предстоятельскому месту и, совершив крестное знамение, приветствует народ. После этого Месса продолжается в обычном порядке.
18. На других Мессах, на которых невозможно петь входное песнопение, священник, подойдя к алтарю и воздав ему почитание, произносит начальное приветствие, читает текст Входного антифона, после чего Месса продолжается в обычном порядке.
ВХОДНОЙ АНТИФОН
Ср. Ин 12, 1. 12-13; Пс 24, 9-10
За шесть дней до Пасхи, * когда пришёл Господь во град Иерусалим, * побежали Ему навстречу дети; * и держали они в руках пальмовые ветви * и велегласно восклицали, говоря: * Осанна в вышних! * Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Поднимите, врата, верхи ваши,
и поднимитесь, двери вечные,
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы?
Господь сил, Он — Царь славы.
Осанна в вышних!
Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
МЕССА
19. После процессии или торжественного входа священник начинает Мессу со Вступительной молитвы.
20. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле Твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. † Дай нам постичь смысл Его страданий * и удостоиться участия в Его Воскресении. Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 50, 4-7
Чтение книги пророка Исаии.
Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 22
Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.
Все, видящие меня, ругаются надо мною; *
говорят устами, кивая головою:
«Он уповал на Господа; пусть избавит его, *
пусть спасёт, если он угоден Ему».
Ибо псы окружили меня; *
скопище злых обступило меня;
пронзили руки мои и ноги мои. *
Можно было бы перечесть все кости мои.
Делят ризы мои между собою, *
и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; *
сила моя! поспеши на помощь мне.
Буду возвещать имя Твоё братьям моим, *
посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. *
Всё семя Иакова! прославь Его.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Флп 2, 6-11
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.
Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Слово Божие.
21. Чтение или пение описания Страстей Господних проходит без свечей и каждения книги. Читающий не приветствует народ и не делает крестного знамения на книге и на себе.
Страсти Господни могут читать диаконы или священники, возможно также попеременно с хором. Если есть необходимость, священник читает слова Христа. Страсти Господни может также читать один диакон попеременно со священником, читающим слова Христа. Могут читать также чтецы-миряне, причём священник, если это возможно, читает слова Христа. Количество чтецов зависит от возможностей прихода.
Только диаконы перед чтением Страстей Господних просят у священника благословение, как обычно перед Евангелием.
Для удобства читающих Страсти Господни в тексте помещены следующие знаки:
Х — слова Христа
Е — слова Евангелиста
Д — слова других отдельных лиц
Н — слова нескольких лиц или народа.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов Евангелия.
ЕВАНГЕЛИЕ
ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ
Лк 22, 14 — 23, 56
Слава Тебе, Слово Божие.
Христос ради нас смирил Себя, * быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. * Посему и Бог превознёс Его * и дал Ему имя выше всякого имени.
Слава Тебе, Слово Божие.
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Луки.
Тайная Вечеря
Е Когда настал час, Иисус возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним. И сказал им: Х очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. ЕИ, взяв чашу и благодарив, сказал: Хприимите её и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие.
Е И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: Хсие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Е Также и чашу после вечери, говоря: Хсия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом. Впрочем Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся. Е И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: Хцари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах — судить двенадцать колен Израилевых.
Предсказание об отречении Петра
Е И сказал Господь: Х Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Е Он отвечал Ему: Д Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. ЕНо Он сказал: Х говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня.
Е И сказал им: Х когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Е Они отвечали: Н ни в чём. ЕТогда Он сказал им: Хно теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтён». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. ЕОни сказали: Н Господи! вот, здесь два меча. ЕОн сказал им: Х довольно.
Гефсиманское борение
Е И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую. За Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: Хмолитесь, чтобы не впасть в искушение. ЕИ Сам отошёл от них на расстояние брошенного камня, и, преклонив колени, молился, говоря: ХОтче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. ЕЯвился же Ему Ангел с небес, и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали. И сказал им: Хчто вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу
Е Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из Двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: ДКого я поцелую, Тот и есть. ЕИисус же сказал ему: ХИуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого? ЕБывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: НГосподи! не ударить ли нам мечом? ЕИ один из них ударил раба первосвященникова и отсёк ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: Хоставьте, довольно. ЕИ, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: Х как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы.
Отречение Петра
Е Взяв Его, повели, и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: Ди этот был с Ним. ЕНо он отрёкся от Него, сказав женщине: Дя не знаю Его. Е Вскоре потом другой, увидев его, сказал: Ди ты из них. Е Но Пётр сказал этому человеку: Днет! Е Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: Дточно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. ЕНо Пётр сказал тому человеку: Дне знаю, что ты говоришь. ЕИ тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды». И, выйдя вон, горько заплакал.
Надругательства над Иисусом
Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: Нпрореки, кто ударил Тебя? ЕИ много иных хулений произносили против Него.
Иисус перед синедрионом
И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион, и сказали: Н Ты ли Христос? скажи нам. Е Он сказал им: Хесли скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня. Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. ЕИ сказали все: Н итак Ты Сын Божий? Е Он отвечал им: Х вы говорите, что Я. Е Они же сказали: Н какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
Допрос Иисуса Пилатом
Е И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату. И начали обвинять Его, говоря: Н мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём. ЕПилат спросил Его: ДТы Царь Иудейский? ЕОн сказал ему в ответ: Хты говоришь. Е Пилат сказал первосвященникам и народу: Дя не нахожу никакой вины в этом человеке. ЕНо они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
От Пилата к Ироду
Пилат, услышав о Галилее, спросил: Дразве Он Галилеянин? ЕИ, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался; ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. И предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду, и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою; ибо прежде были во вражде друг с другом.
Пилат желает отпустить Иисуса
Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: Д вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал, и не нашёл Человека Сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его; и Ирод также: ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу. Е А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие
Но весь народ стал кричать: Нсмерть Ему! а отпусти нам Варавву. ЕВаравва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: Нраспни, распни Его! ЕОн в третий раз сказал им: Дкакое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём. Итак, наказав Его, отпущу. ЕНо они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. И отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
Крестный путь на Голгофу
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: Хдщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие».
Тогда начнут говорить горам:
«падите на нас»
и холмам:
«покройте нас».
Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
Распятие Иисуса Христа
Е Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: ХОтче! прости им, ибо не знают, что делают. ЕИ делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: Ндругих спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Е Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: Несли Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. ЕИ была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский».
Обращение благоразумного разбойника
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: Д если Ты Христос, спаси Себя и нас. ЕДругой же, напротив, унимал его и говорил: Дили ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. ЕИ сказал Иисусу: Дпомяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! ЕИ сказал ему Иисус: Хистинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Смерть Иисуса Христа
Е Было же около шестого часа дня; и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: ХОтче! в руки Твои предаю дух Мой. ЕИ, сие сказав, испустил дух.
Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.
Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: Д истинно Человек Этот был праведник. ЕИ весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Погребение Иисуса Христа
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова. И, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его. Возвратившись же, приготовили благовония и масти.
И в субботу остались в покое по заповеди.
Слово Господне.
ЕВАНГЕЛИЕ
КРАТКИЙ ВАРИАНТ
Лк 23, 1-49
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Луки.
Допрос Иисуса Пилатом
Е В то время: поднялось всё множество старейшин и первосвященников и книжников, и повели Иисуса к Пилату. И начали обвинять Его, говоря: Н мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём. Е Пилат спросил Его: Д Ты Царь Иудейский? Е Он сказал ему в ответ: Х ты говоришь. Е Пилат сказал первосвященникам и народу: Дя не нахожу никакой вины в этом человеке. ЕНо они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
От Пилата к Ироду
Пилат, услышав о Галилее, спросил: Дразве Он Галилеянин? ЕИ, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался; ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. И предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду, и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою; ибо прежде были во вражде друг с другом.
Пилат желает отпустить Иисуса
Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: Д вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал, и не нашёл Человека Сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его; и Ирод также: ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу. Е А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие
Но весь народ стал кричать: Нсмерть Ему! а отпусти нам Варавву. ЕВаравва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: Нраспни, распни Его! ЕОн в третий раз сказал им: Дкакое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём. Итак, наказав Его, отпущу. ЕНо они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. И отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
Крестный путь на Голгофу
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: Хдщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие».
Тогда начнут говорить горам:
«падите на нас»
и холмам:
«покройте нас».
Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
Распятие Иисуса Христа
Е Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: ХОтче! прости им, ибо не знают, что делают. ЕИ делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: Ндругих спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Е Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: Несли Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. ЕИ была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский».
Обращение благоразумного разбойника
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: Д если Ты Христос, спаси Себя и нас. ЕДругой же, напротив, унимал его и говорил: Дили ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. ЕИ сказал Иисусу: Дпомяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! ЕИ сказал ему Иисус: Хистинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Смерть Иисуса Христа
Е Было же около шестого часа дня; и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: ХОтче! в руки Твои предаю дух Мой. ЕИ, сие сказав, испустил дух.
Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.
Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: Д истинно Человек Этот был праведник. ЕИ весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Слово Господне.
22. После повествования Страстей Христовых следует, если уместно, краткая проповедь.Может также в течение некоторого времени соблюдаться молчание.
Произносится «Верую», затем Молитва верных.
МОЛИТВА ВЕРНЫХ
Возлюбленные братья и сёстры, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Посему смиренно воззовём:
Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей.
1. Отче, ради Сына Твоего, принявшего Крест во искупление мира, даруй через Церковь спасение всем народам и племенам.
2. Отче, ради Сына Твоего, соделавшегося жертвенным Агнцем, дабы примирить с Тобою мир, помилуй всех неверующих и направь их на путь спасения.
3. Отче, ради Сына Твоего, ставшего послушным Тебе до смерти крестной, научи смирению и послушанию верных Твоих.
4. Отче, ради Сына Твоего, страдавшего из-за предательства учеников Своих, даруй обращение вероотступникам и врагам Церкви.
5. Отче, ради Сына Твоего, даровавшего нам усыновление детей Божиих, пробуди в нас чувство братской любви.
Боже милосердный, из любви к нам Сын Твой вступил на путь страданий; услышь молитвы наши и соделай нас способными в любых испытаниях самоотверженно служить Тебе. Через Христа, Господа нашего.
23. МОЛИТВА НАД ДАРАМИ
Господи, через страдания Единородного Твоего Сына да приблизится к нам Твоё прощение. † И хотя мы не заслуживаем его своими делами, * но по милосердию Твоему да обретём его через это единственное жертвоприношение. Через Христа, Господа нашего.
24. ПРЕФАЦИЯ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Ибо Он, невинный, принял страдания ради нечестивых и несправедливо осуждён был за злодеев. Его смерть изгладила грехи наши, и Его Воскресением совершено оправдание наше. Поэтому и мы со всеми ангелами Тебя славим, в радостном восхвалении восклицая: Свят…
25. ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН
Ср. Мф 26, 42
Отче, * если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, * да будет воля Твоя.
26. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Господи, насытивший нас Святыми Твоими Дарами и смертью Твоего Сына давший нам надежду на блага, в которые мы веруем, † смиренно молим Тебя, * Его Воскресением приведи нас к цели наших устремлений. Через Христа, Господа нашего.
27. МОЛИТВА НАД НАРОДОМ
Молим Тебя, Господи, † воззри на эту Твою семью, ради которой предал Себя в руки беззаконников и претерпел крестные страдания * Господь наш Иисус Христос, / Который живёт и царствует во веки веков.