3 воскресенье Великого Поста
Очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня; ибо я одинок и угнетён.
Утренняя молитва
Нет пути сложного там, где сердце просто,
И нет преткновения при прямых помышлениях,
Так же как нет волнения на глубине освещенной мысли.
Тот, кто надежно окружен со всех сторон, В том нет никого разделения.
Образ того, кто внизу, Тот же, что и у Вышнего.
Хотя вверху есть все, А внизу ничего,
Оно возвещается неведающим.
Благодать открылась для вашего спасения, Уверуйте, оживите и спасайтесь. Аллилуйя.
34 Ода Соломона (II век после Р.Х.)
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Исх 17, 3-7
Чтение книги Исхода.
В те дни: И жаждал народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря:
зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада
наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим?
ещё немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди
перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и
жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди. Вот, Я
стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдёт
из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин
Израильских. И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива по причине укорения
сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли
Господь среди нас, или нет?
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 95(94)
Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.
Приидите, воспоём Господу, *
воскликнем Богу, твердыне спасения нашего.
Предстанем лицу Его со славословием, *
в песнях воскликнем Ему.
Приидите, поклонимся, и припадём, *
преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.
Ибо Он есть Бог наш, *
и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.
О, если бы вы ныне послушали гласа Его: †
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, *
как в день искушения в пустыне,
где искушали Меня отцы ваши, *
испытывали Меня, и видели дело Моё».
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 5, 1-2. 5-8
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего
Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той
благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, а надежда
не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом
Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в
определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за
праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но
Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы
были ещё грешниками.
Слово Божие.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 4, 5-42
Слава Тебе, Слово Божие.
Господи, Ты истинно Спаситель мира, * дай мне живой воды, чтобы мне не иметь жажды.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь,
близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец
Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого
часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай
Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина
Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня,
Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в
ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то
ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит
Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у
тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам
этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей
в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить
воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я
дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь
жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа
твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус
говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять
мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты
сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши
поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно
поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что
наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете
поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему
кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже,
когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо
таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что
придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли
ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ни один
не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?». Тогда
женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите,
посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли
Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили
Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы
не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему
есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и
совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит
жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они
побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в
жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в
этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал
Вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в
труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову
женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала и
потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он
пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А
женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и
узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Слово Господне.
Размышление
Ин 4:5-42
Рассказ евангелиста Иоанна о реальном событии встречи и разговора
Господа Иисуса Христа с самарянкой, происшедшем в окрестностях Сихаря,
одновременно оказывается для читателя исполненной глубокого смысла
притчей, в которой как в капле воды видны некоторые важные вещи,
относящиеся ко встрече со Христом любого человека. В фольклоре «живой
водой» обычно называют некое волшебное средство, продлевающее или
возвращающее жизнь. Евангелие говорит нам о совершенно другом. Дело в
том, что качество воды в колодцах и источниках может быть весьма
различным, и в обиходе древнего Ближнего Востока различались и названия
для более или менее пригодной для питья воды. Так вот, самая чистая и
самая лучшая вода называлась живой водой. Это понятие сближается не с
фольклорной живой водой, а с тем, что мы называем живительной влагой. В
жаркий полдень, когда все приличные (не пять раз замужние) женщины давно
запаслись водой, такая вода, конечно, весьма желанна для самарянки.
Но для нас дело все же не в этом. Нельзя не обратить внимание на то,
что в Библии присутствует традиция сопоставления веры и личного общения
(если так можно выразиться, «личного знакомства») с Богом и чистой воды.
Господь говорит самарянке о воде, которая станет в человеке источником,
текущим в жизнь вечную. Апостол Иаков пишет в Соборном послании о том,
что не может из одного источника течь горькая и сладкая вода,
сопоставляя поток воды с потоком истины. Евангелист Иоанн в конце
Апокалипсиса приводит слова Господа «жаждущему дам даром от источника
воды живой». Этот образ был известен еще пророкам, им пользуются и
Исайя, и Иезекииль, и Иоиль.
Следовательно, слова Христа о живой воде мы можем отнести к тому дару
веры, который Он дает нам. Вода учения Христова названа Им живой, то
есть чистой и незамутненной, не опасной, в отличие от воды из других
источников, для духовного здоровья человека. Напротив, эта вода
становится источником жизни в самом человеке. Дать ее нам может только
Христос, и если бы мы в состоянии были понять это (если бы мы знали дар
Божий), то мы просили бы об этой воде, как о самом главном. И, конечно,
нельзя не думать о том, что в бесплодной пустыне, какой является жизнь
человеческого духа без этого дара Божия, слово Христа действительно
подобно глотку чистой холодной воды в жаркий день.
Библия-центр
http://catholic.baznica.info