Время Адвента.
Начало нового литургического года (А)
С первым воскресеньем Адвента начинается новый литургический год. Смена литургических годов следует трёхлетнему циклу, с чтением определённого Евангелия для каждого года: по воскресеньям года А читается Евангелие от Матфея, в год B Евангелие от Марка, в год С Евангелие от Луки. В этом году в первое воскресенье Адвента 27 ноября начинается год А, во время которого мы будем читать Евангелие от Матфея. Литургический год – это отрезок времени, за который Церковь проходит всю тайну спасения, совершённого Иисусом Христом, – тайну, которая, будучи слишком насыщенной и наполненной смыслом, чтобы её можно было понять и прожить сразу и полностью, разделяется во времени, чтобы мы могли вкусить и усвоить разные её аспекты и измерения. Литургический год делится на время Адвента, Рождество, Великий Пост, Пасху, рядовое время.
Время Адвента: Гряди, Господь Иисус!
Слово «адвент» означает «пришествие-ожидание». Оно имеет двойную характеристику: это время подготовки к торжеству Рождества, в котором мы вспоминаем первое пришествие Сына Божия к людям; а также время, когда сердца людей устремляются к ожиданию второго пришествия Христа в конце времён и истории. Время Адвента длится четыре недели (с воскресенья, ближайшего к 30 ноября, до Навечерия Рождества). В этом году оно начинается с первой Вечерни воскресенья 30 ноября. Дни с 17 по 24 декабря представляют собой время наиболее интенсивной подготовки к Рождеству. Цвет облачений этого литургического периода - фиолетовый. Он указывает на надежду и на ожидание встретить Иисуса, на смирение и готовность принять Его в нашу жизнь. По воскресеньям не произносится «Слава в вышних Богу», но читается Символ веры.
Венок Адвента
Этот символ Адвента выражает путь ожидания Спасителя. Он состоит из большого кольца, в который вплетены ветки сосны или ели. В венок вставлены четыре свечи (они могут быть разной высоты), которые обозначают четыре недели Адвента. Свечу – либо две, три или четыре свечи, в зависимости от количества недель Адвента, – можно зажечь в начале Евхаристического богослужения, после проповеди или в другой уместный момент. Такой венок можно поставить и дома, где вся семья будет собираться вокруг него на молитву.
27 НОЯБРЯ. I воскресенье Адвента
Зажигаем первую свечу в венке Адвента. Господи Иисусе Христе, Свет, сияющий во мраке мира. Мы ожидаем Тебя и желаем скорой встречи с Тобой лицом к лицу, ибо Ты – милосердный Бог, грядущий судить нас в любви, дабы установить Твое Царство. Этот маленький огонь свечи есть знак нашей надежды и нашего ожидания Тебя. Помоги нам сохранить его, бодрствуя в молитве, чтобы быть готовыми встретить Тебя и суметь увидеть в событиях нашего времени знаки Твоего присутствия. Да будет нам наставницей бодрствования и мудрости Пресвятая Дева Мария, Твоя и наша Матерь. Гряди, Господь Иисус!
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 2, 1-5
Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на плуги, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
Толкование
Видение, которое сегодня предлагает нам литургия, особенно грандиозно: из всех уголков земли людские реки стекаются к горе Храма Господня, побуждаемые желанием познать Его волю и посвятить её исполнению свою жизнь. Навстречу им, как ответ Бога, текут потоки живой воды. И вот чудо, которого мы так жаждем: орудия, ранее использованные для того, чтобы сеять смерть, перекованы и превращены в орудия, несущие всем благо. В этом состязании мира участвуют все народы и каждый отдельный человек. Что это – идиллия, которой суждено остаться утопией, или конкретные черты возможного будущего? Ответ на этот вопрос должны дать мы сами, нашими трудами. Перед нами чётко обрисованный путь: «взойти на гору Господню», обрести путь Божий, прислушаться к Его воле, которая всегда направлена на благо тех, кого Он любит, то есть на благо всех людей. Мы должны будем осознать, что у всех нас есть мечи и копья, которые нужно сломать и бросить в огонь любви, чтобы переплавить их на плуги и серпы. Силы, которые мы раньше тратили на то, чтобы защищаться друг от друга или даже чтобы нападать друг на друга, пойдут на совместное созидание общего блага, начиная с того пространства, в котором мы живём, работаем, отдыхаем: семья, община, школа, приход... То, что мы называем «законом Божиим», является Словом жизни, которое указывает путь справедливости, согласия, сотрудничества, – иными словами, путь любви, единственный путь, который может привести к истинному и прочному миру, неотъемлемому условию также для нашего благосостояния.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 13, 11-14
Братья: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Толкование
Многие ведут активную и насыщенную жизнь. Несмотря на это они пребывают в состоянии, очень похожем для тех, кто находится в спячке. Глаза их закрыты, и они не воспринимают реальность событий, происходящих вокруг них. Разница, очевидно, заключается не в количестве вещей, которые делаешь, или обязательств, которые нужно выполнить: когда человек живет в соответствии с менталитетом мира, с его логикой и его жаждой власти и утверждения, то его, несомненно, следует считать спящим. Единственный способ пробудиться - это снова и всерьез поставить в центр своей жизни Господа Иисуса: тогда мы действительно сможем воспринимать то, что важно в жизни, мы проснемся и готовы к Его приходу.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 24, 37-44
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег; и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого. Тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы; ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Толкование
В это время Адвента литургия часто вкладывает нам в уста выражение: "Гряди, Господи Иисусе". Но насколько мы в действительности хотим этого? В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит, что Он приходит, когда мы меньше всего этого ожидаем. Но мы могли бы сказать, что этот сюрприз касается и манеры, в какой проявляется Его приход, а не только времени. Он не только может прийти, когда мы меньше всего этого ожидаем, но Его приход может нарушить наши планы и намерения. Готовы ли мы в это важное время принять эту истину? Способны ли мы впустить Иисуса в нашу жизнь, позволяя Ему делать все, что Он хочет, в нас и вокруг нас, даже ценой нашего отказа от своих планов, которые мы так тщательно продумываем?
Источник: Радио Ватикана
|