Вторник 3 недели Великого Поста
К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо
Твоё ко мне, услышь слова мои. Храни меня, как зеницу ока, в тени крыл
Твоих укрой меня.
Утренняя молитва
К подножию ног Твоих повергаюсь я, Господи, и к деснице Твоей святой,
которая сотворила меня и сделала меня человеком, познавшим Тебя. Но я
согрешил и совершил зло пред собою и пред Тобою,
оставив святую беседу с Тобою и отдав дни мои беседам с похотями.
Умоляю Тебя, Господи, не вмени мне грехов юности моей, неведение
старости моей и слабость естества моего, которая одолела меня и потопила
меня в размышлении о ненавистных вещах. Но от назойливого блуждания
похотей обрати сердце мое к Тебе; сокровенный свет да живет во мне.
Св. Исаак Сирин
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Дан 3, 25. 34-43
Чтение книги пророка Даниила.
В те дни: И став Азария молился, и, открыв уста свои среди огня
возгласил: Не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета
Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного
Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего, которым Ты
говорил, что умножишь семя их, как звёзды небесные и как песок на берегу
моря. Мы умалены, Господи, более всех народов, и унижены ныне на всей
земле за грехи наши. И нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка,
ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни
места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с
сокрушённым сердцем и смиренным духом да будем приняты. Как при
всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да
будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда
уповающим на Тебя. И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем, и боимся
Тебя, и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по
снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей. И избави нас силою
чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 25
Припев: Вспомни Твою щедрость, Господи Боже.
Укажи мне, Господи, пути Твои, *
и научи меня стезям Твоим.
Направь меня на истину Твою, и научи меня; *
ибо Ты Бог спасения моего.
Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, *
ибо они от века.
По милости Твоей вспомни меня Ты, *
ради благости Твоей, Господи!
Благ и праведен Господь; *
посему наставляет грешников на путь.
Направляет кротких к правде, *
и научает кротких путям Своим.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 18, 21-35
Слава Тебе, Слово Божие.
Ныне говорит Господь: * обратитесь ко Мне всем сердцем своим, * ибо Я благ и милосерд.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз
прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус
говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с
рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто,
который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем
заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и
всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему,
говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь,
умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же
тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто
динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда
товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и
всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу,
пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились,
и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его
призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому
что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего,
как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его
истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный
поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату
своему согрешений его.
Слово Господне.
Размышление
Притча о должнике напоминает нам о нашем обычном повседневном поведении,
до такой степени привычном, что мы даже не замечаем, что
руководствуемся людоедской логикой (меня едят — плохо, я ем — хорошо).
Здесь перед нами одно из суровых мест Евангелия, напоминающее о том, что
как реально достижимо даруемое Богом спасение, так и реальна опасность
утратить его в результате наших собственных непотребных действий,
особенно когда мы отказываемся дарованную нам свыше милость передавать
дальше. Христос не случайно указывает на разрушительность непрощения,
ведь тот, кто не захотел прощать, будучи сам прощён, по сути, наплевал
на сам принцип прощения. Но тем самым он перечеркнул и полученное им
самим прощение.
Слова притчи о наказании должника, отданного истязателям до выплаты
всего долга, суровы, но они же, вроде бы, дают и надежду, что наказание,
может быть, не будет бесконечным, но уравновесит вину согрешившего и
послужит искуплению. Вот только сможет ли истязаемый расплатиться, если
отверг Того Единственного, Кто заплатил за его неимоверный долг?
http://catholic.baznica.info