Литургические чтения сегодняшнего 26-го рядового воскресенья показывают нам, насколько богатство, каким обладают немногие, является причиной бедности и нищеты великого множества. Уже в первом литургическом чтении из Книги Пророка Амоса (6, 1а и 4-7), так называемые, «беспечные Сиона», призываются к покаянию. Пророк провозглашает: «Горе беспечным на Сионе! Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости, и нежитесь на постелях ваших; едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища; поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид; пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных». В самом деле, эгоистическое счастье и благополучие богатых, которые унижали и оскорбляли бедных, долго не длились и окончились пленом. Христианин же должен, напротив, с верою, справедливостью и любовью использовать блага мира сего. Этому учит нас святой Апостол Павел в читаемом сегодня отрывке из Первого Послания к Тимофею (6, 11-16), где, предостерегая своего ученика от сребролюбия, он пишет: «Ты же, человек Божий, убегай сего; а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом же, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь». Воистину, вера и справедливость характеризуют наше отношение к Богу и к ближнему.
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки (16, 19-31) приводится известная притча о богаче и Лазаре, которую мы предлагаем нашим слушателям прочитать самостоятельно. Итак, в чем же заключается драма богача этой притчи? Святой евангелист Лука представляет нам с одной стороны богача, а с другой стороны нищего Лазаря, имя которого означает «Бог помогает». Первый из них, нежится в своем доме, бездумно пиршествуя. Второй же, нищий Лазарь, лежит у ворот дома его в струпьях, прося милостыню. Итак, драма богача заключается в его полной слепоте и глухоте. Действительно, он настолько слеп, что оказывается равнодушным к своему ближнему, находящемуся около него, и настолько глух, что неспособен услышать и уразуметь слова Моисея и Пророков, ясно изложенные в Писании. Богач этой притчи может поразить нас еще и другим аспектом: он – человек не плохой и не жестокий; он не противится Богу и не притесняет ближнего, но он просто не видит ни Одного, ни другого. Этот человек проявляет полное равнодушие ко всем, оставаясь замкнутым в своем эгоистическом мире, роскошном и полном удовольствий. Лазарь, напротив, человек нищий, т.е. неспособный удовлетворять свои нужды, и притом больной. О нем никто не заботился, как только псы (считающиеся в Священном Писании нечистыми животными), которые лизали его язвы.
Фото: http://www.ljplus.ru