Свв. Василий Великий и Григорий Назианзин, епископы и учители Церкви
Искусные в учении будут сиять, как светила на тверди
небесной, * и научающие многих справедливости — как звёзды вовеки,
навсегда.
Св. Василий родился в 330 г. в Кесарии Каппадокийской, учился в
Константинополе и в Афинах. Возвратившись на родину, стал вести
отшельническую жизнь, но в 370 г. был рукоположен епископом родного
города. Написал много богословских трудов, составил конституции, по
которым и ныне живут монахи восточной Церкви. Умер 1 января 379 г. Св.
Григорий тоже родился в 330 г., близ г. Назьяна. Во время учёбы
познакомился со св. Василием, разделял с ним отшельническую жизнь.
Однако после был призван к священническому служению, а потом был
назначен епископом Константинополя. Углубил католическое учение о
Пресвятой Троице. В связи с непорядками в Константинополе сложил с себя
сан епископа и возвратился в Назьян, где и умер 25 января 390 г.
Утренняя молитва
Дай воспеснословить, дай прославить Тебя, нетленнаго Единодержца, Царя,
Владыку! Тобою песнь и хвала, и ангельские лики, и нескончаемые веки;
Тобою сияет солнце, Тобою путь луны, и вся красота звезд; Тобою человек,
отличенный честию, как животное разумное, получил в удел мысль о
Божестве.
Ты создал все, каждой вещи указываешь ея чин и все обемлешь Своим
промыслом. Ты изрек слово, и совершилось дело. Ибо слово Твое есть Бог
Сын, единосущный и равночестный Родившему. Он привел все в устройство,
чтобы над всем царствовать. А воеобемлющий Святый Дух Бог хранит все
Своим промышлением.
Будь милостив ко мне, Отец! да обрету у Тебя милость и благодать; потому что Тебе слава и благодарение в безмерные веки!
Свт. Григорий Богослов
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
1 Ин 2, 22-28
Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.
Возлюбленные: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть
Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий
Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы
слышали от начала, то и да пребывает в вас: если пребудет в вас то, что
вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же,
которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об
обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас
пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие
помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило
вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он
явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие
Его.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 98
Припев: Вся земля узрела спасение Господне.
Воспойте Господу новую песнь; *
ибо Он сотворил чудеса.
Его десница и святая мышца Его *
доставили Ему победу.
Явил Господь спасение Своё, *
открыл пред очами народов правду Свою.
Вспомнил Он милость Свою *
и верность Свою к дому Израилеву.
Все концы земли увидели *
спасение Бога нашего.
Восклицайте Господу, вся земля; *
торжествуйте, веселитесь и пойте.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 1, 19-28
Аллилуйя.
Бог, многократно говоривший издревле отцам в пророках, * в последние дни сии говорил нам в Сыне.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
Вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима
священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрёкся, и
объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал:
нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать
ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас
вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А
посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если
ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в
воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за
мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви
Его. Это происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн.
Слово Господне.
Размышление
Ин 1:19-28
"Глас вопиющего в пустыне”. Эти слова, если вырвать их из контекста,
звучат как вопль одиночества, звучат отчаянно. Человек, который кричит в
пустыне скорее всего никем не будет услышан. Но Иоанн не вопиющий в
пустыне, он – его голос. Голос в пустыне одинок и не может не быть
услышан, если есть кому слушать.
Абсолютное одиночество всегда ждет. Иоанн ждет очень напряженно, в
пустыне одиночества невозможно не услышать шагов Того, кто может
заполнить любое одиночество. Поэтому Иоанн становится отшельником, чтобы
первым услышать и приготовить путь, чтобы стать голосом для тех, кто не
слышит сам.
Эти слова могут быть утешением для тех, кто чувствует себя одиноким. В
одиночестве лучше слышно. Может быть, Бог дает нам одиночество, чтобы
нам легче было расслышать в шуме и беге современной жизни Его тихий
голос, Его призыв, Его стук в пока еще закрытые двери нашего сердца? И
если мы откроем, пустыня наполнится Божьим светом и радостью.
Библия-центр
Вечерняя молитва
Молю Тебя, Боже мой, да познаю Тебя, да люблю Тебя, да радуюсь о Тебе. И
так как не могу в сей жизни иметь этого совершенно, то хотя день ото
дня в том да успеваю, пока не наступит это совершенство. Да множится во
мне здесь познание Твое, чтобы там оно было полным; да возрастает во мне
любовь Твоя, чтобы там быть ей полною; да будет здесь радость моя в
себе велика, а там в Тебе полною. Боже истинный! Прошу, да получу, что
Ты обещаешь, да радость моя будет полною. А между тем да размышляет о
том мысль моя, да говорит о том язык мой, да любит то сердце мое, да
говорят о том уста мои, да алчет того душа моя, да жаждет плоть моя, да
желает того весь состав мой, пока не приду в радость Господа моего и в
ней пребуду вечно.
Св. Августин
http://terramariana.org