ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Макк 12, 43-45В те дни: Сделав сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, Иуда, вождь Израилев, послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грехи павших, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
ТолкованиеС человеческой точки зрения смерть является окончательным и бесповоротным поражением. Она подразумевает конец всего того доброго, прекрасного и полезного, что мы сделали для себя и для других. И из человеческого сердца вырывается горький вопль: почему все это должно кончиться? Но Священное Писание отвечает нам великой истиной: когда мы живем в духовной сосредоточенности, ища прежде всего Бога и Его любви, мы ничего не теряем. Больше того, в Его глазах каждый наш поступок в жизни имеет огромное значение и его последствия остаются с нами навечно. Следовательно, смерть – это вовсе не конец всему; скорее это событие, во время которого мы получаем подтверждение нашего выбора. Вера помогает нам преодолеть страх и пережить этот момент в объятиях любящего Отца.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Фес 4, 13-14. 17b-18Не хочу оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. И так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами.
ТолкованиеСмерть вовсе не является уходом в небытие, напротив, это то самое мгновение, в которое, согласно Писанию, Бог совершает по отношению к нам поистине материнский жест: Он нежно утирает слезы с наших глаз. В небесном царствии нет места для страха, страдания и боли. Поэтому Бог склоняется над нами и Своим отеческим и материнским объятием удаляет последние остатки страдающей тварности с нашего лица, делая это с присущей Ему деликатной любовью. Мы должны жить, постоянно устремляясь к вечному счастью: та бесконечная радость, которая будет дарована нам Богом, и есть наше высшее предназначение. Поэтому слезы, которые отрет Сам Бог, являются знаком не страдания, а надежды и ожидания.
Евангелие Ин 6, 51-58В то время: Иисус сказал народу: Я хлеб живой, сшедший с небес; едящий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: едящий хлеб сей жить будет вовек.
ТолкованиеЧасто, услышав о чьей-то смерти, нас в первую очередь интересует, долгую ли жизнь он прожил, и мы не понимаем, что для нашей встречи с Господом имеет значение не количество прожитых лет, а их качество. Можно прожить долгую жизнь, но так и не постичь ее истинного смысла, который заключается в том, чтобы любить. Блаженства являются самыми настоящими знаками, указывающими путь к достижению полноты любви. Поэтому тот, кто живет любовью, так, как это указал Христос в Евангелии Блаженств, не боится смерти. Она представляет собой завершение пути, пройденного в свободе и радости. Сколько людей живут вечными рабами своих страхов и иллюзий по отношению к жизни? Но для христианина не должно быть так: вся его жизнь – это подготовка к тому мгновению, когда он сможет обнять небесного Отца.
http://ru.radiovaticana.va