4 воскресенье Великого Поста
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие
его! Возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие, чтобы вам ликовать и
насыщаться от источников утешения вашего.
Утренняя молитва
О, Бог Слово, Ты — Свет, Которым сотворен свет; Ты — Путь, Истина и
Жизнь, в Которой нет тьмы, заблуждения, суеты и смерти. Свет, без
Которого все — тьма; Путь, без Которого везде — заблуждение; Истина, без
Которой все — суета; Жизнь, без Которой все — смерть.
Скажи, Слово Божие: «да будет свет» (Быт. 1:3) — чтобы я увидел свет и
избежал тьмы, чтобы я увидел путь и уклонился от заблуждения, увидел
истину и удалился от суеты, увидел жизнь и избежал смерти. Воссияй мне,
Господи, Свет мой, Просвещение мое, Спасение мое, — Господь мой, Бог
мой, Отец мой. Явись, Свет мой, слепцу Твоему, который сидит «во тьме и
тени смертной» (Пс.106:10;), и направь стопы его на мирный путь, идя
которым он достиг бы дома Божия «со гласом радости» (Пс.41:5) и
исповедания. Истинная исповедь есть путь, по которому дойду до Тебя и
обращусь к Тебе, так как Ты — прямой путь жизни.
Св. Августин
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
1 Цар (1 Sam) 16, 1b. 6-7. 10-13a
Чтение первой книги Царств.
В те дни: Сказал Господь Самуилу: Наполни рог твой елеем и пойди; Я
пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел
Себе царя. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей
пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на
вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как
смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на
сердце. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил
сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею:
все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И
сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его; ибо мы не сядем обедать,
доколе не придёт он сюда. И послал Иессей, и привели его. Он был
белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань,
помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди
братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 23(22)
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Господь — Пастырь мой; *
я ни в чём не буду нуждаться.
Он покоит меня *
на злачных пажитях.
Водит меня к водам тихим. *
Подкрепляет душу мою.
Направляет меня на стези правды *
ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени, *
не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох — *
они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу *
в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою; *
чаша моя преисполнена.
Так, благость и милость да сопровождают меня *
во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем *
многие дни.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Еф 5, 8-14
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам.
Братья: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте,
как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости,
праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте
в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают
тайно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое делается явным от света;
ибо всё делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и
воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».
Слово Божие.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 9, 1-41
Слава Тебе, Слово Божие.
Я свет миру, говорит Господь; * кто последует за Мною, будет иметь свет жизни.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его,
что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его,
но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела
Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может
делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю,
сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому и сказал ему:
пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и
умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп,
говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные
говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда
спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ:
Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне:
«пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда
сказали Ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к
фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь
положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев
говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие
говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между
ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он
отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он
был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И
спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым?
как же он теперь видит? Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это
сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто
отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите;
пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись
Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признаёт Его за Христа,
того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в
совершенных летах; самого спросите. Итак вторично призвали человека,
который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что
Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно
знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с
тобою? как отверз очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не
слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его
учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы
ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда
Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не
знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог
не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не
слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от
Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь
родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что
выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он
отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус
сказал Ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую,
Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей,
чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из
фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал
им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы
говорите, что видите, то грех остаётся на вас.
Слово Господне.
Размышление
Ин 9:1-38
Удивительную и до некоторой степени образцовую историю рассказывает
нам сегодня евангелист Иоанн. Образцовую, потому что помимо событий,
происшедших с определенным человеком — слепорожденным, которому Господь
Иисус даровал прозрение — этот рассказ говорит о том, что происходит при
встрече с Богом каждого человека. И еще она может быть названа
образцовой, увы, потому, что в ней приводится характерный и типичный
пример отношения людей к тому, что делает Господь Иисус.
В первую очередь обращают на себя внимание несколько важных моментов.
Ученики исходят из распространенного повсюду среди религиозных (не
верующих, а именно религиозных) людей представления, что всякое
страдание всегда есть плод конкретного греха конкретного человека.
Поэтому они и задают этот вопрос: кто согрешил, сам слепорожденный, или
родители его? В чьем грехе причина страдания данного человека?
Господь не отвечает на этот вопрос. Он говорит о том, что следует
делать. Это произошло со слепым, говорит Он, для того, чтобы была явлена
слава Божия. Дело, следовательно, не в том, кто виноват и соответствует
ли мера страдания тяжести согрешения. Для учеников Христа боль, немощь
или страдание другого человека могут быть возможностью для любви,
сострадания, милосердия — то есть для того, что и есть истинная слава
Божия. И для Христа дело обстоит так же. Именно поэтому Его милость
исцеляет слепорожденного.
Вопрос учеников можно назвать научно-богословским подходом к
страданию, и бесплодность такого подхода очевидны. Мои пути — не ваши
пути, говорит Господь… Напротив, подход Господа к страданию человека
может быть назван практическим: страдание, по Его словам, подлежит не
объяснению, а исцелению и утешению. Это важно почувствовать, чтобы быть
учеником Христа.
И еще существенно, что Христос в самом деле нарушил некоторые
установления, но Евангелие ясно дает нам понять, что Господь
отказывается принимать нашу рьяную религиозность за волю Отца.
Исполнение внешних требований религии и послушание воле Отца —
совершенно «разнокалиберные» вещи. Мы с нашим ревностным отношением к
обрядовым деталям и безразличием к людям, чьи мы наследники — Христа или
фарисеев? Грустный и обидный вопрос. Но все же нельзя не задавать его,
чтобы верно понимать, что в жизни Церкви сущностное и главное, а что —
поверхностное и второстепенное.
Библия-центр, "МЫСЛИ ВСЛУХ”
Вечерняя молитва
Ниспосли мне, Иисусе претихий, благодать твою, да будет со мной и даже
до конца да пребудет. Даруй мне всегда желать и хотеть, что Тебе угоднее
и благоприятнее. Твоя воля мне да будет волей, и моя воля Твоей воле
всегда да последует и с нею во всем да согласуется. Да будет мне и
хотение и нехотение одно с Тобою, и да отымется от меня всякая сила
хотеть, когда Ты не хочешь, и отвращаться, когда Тебе не противно.
Даруй мне умереть для всего того, что есть в мире, и любить чтоб ради
Тебя меня презирали и не знали в нынешнем веке. Даруй мне превыше
всякого желания в Тебе опочить, и сердце свое умирить в Тебе. Ты сущий
мир сердцу моему, Ты – единое успокоение. Кроме Тебя во всем тягота, во
всем беспокойнство. В мире усну и почию (IIс. 4,9), еже есть в Тебе, во
Едином и Вышнем и Вечном благе.
Фома Кемпийский "О подражании Христу”
http://catholic.baznica.info