Господи! Всё в Твоей власти, и нет противящегося Тебе; Ты сотворил небо, и землю, и всё дивное в поднебесной; Ты — Господь всех.
Утренняя молитва
Господи Иисусе, притронься к моим глазам, чтобы вглядывался я не в то,
что видимо, а в то, что невидимо. Открой мне глаза, что бы они видели не
это мгновенье, а будущее. Соделай ясным взгляд моего сердца, чтобы он
духом взирал на Бога.
Ориген
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ион 1, 1 — 2, 1. 11
Начало книги пророка Ионы.
И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию,
город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня. И
встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришёл в Иоппию, и
нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис; отдал плату за провоз и вошёл в
него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг
на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов
был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему
богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от
неё; Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул. И
пришёл к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань,
воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. И
сказали друг другу: пойдём, бросим жребии, чтобы узнать, за кого
постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда
сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас это беда? какое твоё
занятие, и откуда идёшь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он
сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И
устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал?
Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил
им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?
Ибо море не переставало волноваться. Тогда он сказал им: возьмите меня, и
бросьте меня в море, и море утихнет для вас; ибо я знаю, что ради меня
постигла вас эта великая буря. Но эти люди начали усиленно грести, чтобы
пристать к земле; но не могли, потому что море всё продолжало бушевать
против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи,
да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь
невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! И взяли Иону, и
бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти
люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты. И
повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого
кита три дня и три ночи. И сказал Господь киту, и он изверг Иону на
сушу.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Ион 2
Припев: Бог освобождает из ада мою душу.
К Господу воззвал я в скорби моей, *
и Он услышал меня;
из чрева преисподней я возопил, *
и Ты услышал голос мой.
Ты вверг меня в глубину, †
в сердце моря, *
и потоки окружили меня;
все воды Твои и волны Твои *
проходили надо мною.
И я сказал: отринут я *
от очей Твоих;
однако я опять увижу *
святой храм Твой.
Когда изнемогла во мне душа моя, *
я вспомнил о Господе,
и молитва моя дошла до Тебя, *
до храма святого Твоего.
ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 10, 25-37
Аллилуйя.
Заповедь новую даю вам, говорит Господь, * да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Один законник встал, и, искушая Иисуса, сказал: Учитель!
что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в
законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа
Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию
твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но
он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это
сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и попался
разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив
его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою, и, увидев его,
прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел, и
прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его,
сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и,
посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нём.
А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю
гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более,
я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был
ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда
Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Слово Господне.
Размышление
Лк 10:25-37
С практической точки зрения в читаемой сегодня притче о милосердном
самарянине важнее всего различие между тем, что понимает под словом
«ближний» книжник, спрашивающий Христа о жизни вечной, и Сам Господь.
Книжник, вполне в духе обычного человеческого мышления, полагает ближним
того человека, который находится к нам в определенном отношении. Он
ожидает в ответ слова, которое было бы в одном ряду с понятиями
«родственник, друг, сосед, единоплеменник, единоверец». О необходимости
помогать тем, кто рядом с нами, неоднократно говорит Священное Писание и
Нового, и, особенно, Ветхого Завета. Нужно сказать, что позиция
Ветхозаветного закона в этом вопросе весьма возвышенна, он требует
делать добро всем, от родни до беженцев, которых называет пришельцами в
земле нашей. И все же ветхозаветное сознание не отличается в этом от
образа мыслей всех людей. Оно предполагает наличие все более широких
концентрических кругов людей, которые располагаются ближе или дальше от
тебя самого. Ветхий Завет, по сравнению с языческими верованиями и
нравами, лишь существенно расширяет этот круг, подводя ответ на вопрос:
«кто мой ближний» к предельному: «любой человек, оказавшийся рядом».
Господь же завершает притчу о милосердном самарянине ответным
вопросом книжнику: «кто из троих стал ближним попавшемуся разбойникам».
Синодальный перевод в этом стихе несколько приблизителен. Греческий же
текст содежит не глагол «быть», но глагол «становиться, рождаться,
делаться». Господь говорит о том, что ты стал ближним человеку потому,
что он нуждается в твоей помощи. Дело не в отношениях близости или
родства, а в отношении потребности в другом человеке. Мало того, Он
подчеркнуто обращает понятие: не попавшийся разбойникам стал ближним
одному из трех путников, но один из них стал ближним ему. Таким образом,
в центре определяющих понятие «ближний» кругов Господь ставит не тебя, а
другого, того, кто в тебе нуждается. И здесь важно вспомнить, как
апостол Павел называет уверовавших «сограждане святым и свои Богу». Мы
становимся ближними Богу потому, что нуждаемся в Нем. И Он предлагает
нам определять ближнего так, как Он Сам это делает, то есть следовать
Его путем, быть подобными Ему.
Вечерняя молитва
Молитвой вечер привечая,
О сердце Бога моего,
В Твои я раны заключаю
И боль, и радость дня сего.
Ты помогло мне с твёрдой верой
Дневных забот осилить груз.
Сколь многим Твоему примеру
Обязан я, о Иисус!
О Сердце, полное любовью,
Прими молитвенный поклон,
И пусть сей ночью в изголовье
Твой Ангел охранит мой сон.
http://terramariana.org