Св. Франциск Ассизский
Человек Божий Франциск оставил дом свой, раздал имение своё, сделался бедным и нищим; Господь же принял его на служение Своё.
Утренняя молитва
Поклоняемся Тебе, Господь Иисус Христос, сокрытый в Пресвятом Таинстве
Алтаря, во всех церквах Твоих по всему свету и прославляем Тебя, ибо Ты
Святым Крестом Твоим искупил мир.
из Завета Св. Франциска Ассизского
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Гал 1, 6-12
Чтение Послания святого Апостола Павла к Галатам.
Братья: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так
скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а
только есть люди, смущающие вас и желающие извратить благовествование
Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам
не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы
сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы
приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у
Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то
не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я
благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не
от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 111(110)
Припев: Господь вечно помнит Свой святой завет.
Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим *
в совете праведных и в собрании.
Велики дела Господни, *
вожделенны для всех, любящих оные.
Дела рук Его истина и суд; *
все заповеди Его верны,
тверды на веки и веки, *
основаны на истине и правоте.
Избавление послал Он народу Своему; *
заповедал на веки завет Свой.
Свято и страшно имя Его! *
Хвала Ему пребудет вовек.
ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 10, 25-37
Аллилуйя.
Заповедь новую даю вам, говорит Господь, * да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Один законник встал, и, искушая Иисуса, сказал: Учитель!
что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в
законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа
Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию
твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но
он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это
сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и попался
разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив
его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою, и, увидев его,
прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел, и
прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его,
сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и,
посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нём.
А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю
гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более,
я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был
ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда
Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Слово Господне.
Вечерняя молитва
Люблю Тебя, Боже мой, и всегда сильнее любить Тебя хочу, потому что Ты
слаще всякого меда, питательнее всякой пищи и дороже всякого золота и
драгоценных камней.
О, Огонь всегда горящий и никогда не погасающий!
О, Любовь, всегда пламенеющая и никогда не умаляющаяся!
Воспламени меня, да возгорюсь я весь Тобою, да весь возлюблю Тебя,
потому что тот не любит Тебя, кто, нечто другое любя, любит то не для
Тебя.
Св. Августин
Размышление
Лк 10:25-37
С практической точки зрения в читаемой сегодня притче о милосердном
самарянине важнее всего различие между тем, что понимает под словом
«ближний» книжник, спрашивающий Христа о жизни вечной, и Сам Господь.
Книжник, вполне в духе обычного человеческого мышления, полагает ближним
того человека, который находится к нам в определенном отношении. Он
ожидает в ответ слова, которое было бы в одном ряду с понятиями
«родственник, друг, сосед, единоплеменник, единоверец». О необходимости
помогать тем, кто рядом с нами, неоднократно говорит Священное Писание и
Нового, и, особенно, Ветхого Завета. Нужно сказать, что позиция
Ветхозаветного закона в этом вопросе весьма возвышенна, он требует
делать добро всем, от родни до беженцев, которых называет пришельцами в
земле нашей. И все же ветхозаветное сознание не отличается в этом от
образа мыслей всех людей. Оно предполагает наличие все более широких
концентрических кругов людей, которые располагаются ближе или дальше от
тебя самого. Ветхий Завет, по сравнению с языческими верованиями и
нравами, лишь существенно расширяет этот круг, подводя ответ на вопрос:
«кто мой ближний» к предельному: «любой человек, оказавшийся рядом».
Господь же завершает притчу о милосердном самарянине ответным
вопросом книжнику: «кто из троих стал ближним попавшемуся разбойникам».
Синодальный перевод в этом стихе несколько приблизителен. Греческий же
текст содежит не глагол «быть», но глагол «становиться, рождаться,
делаться». Господь говорит о том, что ты стал ближним человеку потому,
что он нуждается в твоей помощи. Дело не в отношениях близости или
родства, а в отношении потребности в другом человеке. Мало того, Он
подчеркнуто обращает понятие: не попавшийся разбойникам стал ближним
одному из трех путников, но один из них стал ближним ему. Таким образом,
в центре определяющих понятие «ближний» кругов Господь ставит не тебя, а
другого, того, кто в тебе нуждается. И здесь важно вспомнить, как
апостол Павел называет уверовавших «сограждане святым и свои Богу». Мы
становимся ближними Богу потому, что нуждаемся в Нем. И Он предлагает
нам определять ближнего так, как Он Сам это делает, то есть следовать
Его путем, быть подобными Ему.
Библия-центр
http://catholic.baznica.info/