Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Литургия продлевает Торжество Рождества на восемь дней: это время радости для всего Народа Божия! И в этот второй день октавы, в атмосфере рождественской радости отмечается праздник св. Стефана, первого мученика Церкви. Книга Деяний апостолов представляет его нам как «мужа, исполненного веры и Духа Святого» (6,5), избранного вместе с другими шестью диаконами для служения вдовам и бедным первой иерусалимской общины. И рассказывает нам о его мученичестве: о том, как своей пламенной речью он вызвал гнев членов Синедриона, как его вывели за городские стены и забили камнями. Стефан умер как Иисус, прося Бога простить своих убийц (7,55-60).
В радостной атмосфере Рождества воспоминание об этом могло бы показаться неуместным. В самом деле, Рождество – это праздник жизни, и он внушает нам чувства спокойствия и мира; казалось бы, к чему нарушать их очарование воспоминанием о столь жестоком насилии? Но, – с точки зрения веры – праздник св. Стефана находится в полном согласии с глубоким значением Рождества. В его мученичестве любовь победила насилие, жизнь победила смерть. Церковь видит в жертве мучеников их "рождение на небе”. Таким образом, мы празднуем сегодня "рождество” Стефана, которое, по своей сути, проистекает из Рождества Христа. Иисус преображает смерть тех, кто Его любит, в зарю новой жизни!
В мученичестве Стефана воспроизводится то же самое соотношение между добром и злом, между ненавистью и прощением, между кротостью и насилием, которое достигло своей кульминации в Кресте Христа. Таким образом, память о первом мученике сразу рассеивает ложный образ Рождества: некий сказочный, слащавый образ, которого нет в Евангелии! Литургия возвращает нас к подлинному смыслу Воплощения, связывая Вифлеем с Голгофой, и напоминая нам о том, что спасение, даруемое Богом, подразумевает борьбу с грехом, что оно проходит через тесные врата Креста. Именно этот путь Иисус указал Своим ученикам, как свидетельствует сегодняшнее Евангелие: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф 10,22).
Поэтому сегодня мы особо молимся о христианах, терпящих дискриминацию за свое свидетельство Иисусу и Евангелию. Мы духовно близки этим нашим братьям и сестрам, которые, как св. Стефан, несправедливо осуждаются и становятся объектами всякого рода насилия. Это происходит прежде всего там, где еще не гарантирована свобода религии, либо осуществляется не полностью. Но это происходит также в странах и кругах, которые заявляют на словах, что защищают свободу и права человека, где в реальности верующие, в особенности христиане, сталкиваются с ограничениями и дискриминацией. Для христианина это неудивительно, потому что Иисус предсказал это, как благоприятную возможность для свидетельства. Тем не менее, в гражданском плане, несправедливость следует обличать и искоренять.
Мария Царица Мучеников да поможет нам пережить Рождество с тем пылом веры и любви, который сияет в св. Стефане и во всех мучениках Церкви.
http://ru.radiovaticana.va