
Дорогие братья и сестры, здравствуйте,
Страница Евангелия от Луки этого воскресенья показывает нам Иисуса, Который, на Своем пути в Иерусалим, входит в город Иерусалим. Это последний этап пути, который воплощает в себе смысл всей жизни Иисуса, посвященной поиску и спасению потерянных овец Израилева дома. Но чем ближе этот путь приближается к цели, тем больше вокруг Иисуса сжимается круг враждебности.
Тем не менее, в Иерихоне происходит одно из самых радостных событий, рассказанных св. Лукой: обращение Закхея. Этот человек – потерянная овца, его презирают и сторонятся, потому что он – мытарь, и даже больше, он начальник всех мытарей города, друг ненавидимых всеми римских оккупантов, вор и эксплуататор. Вот таким он был, да.
Не имея возможности приблизиться к Иисусу, – ему не давал это сделать народ, возможно, из-за дурной славы о нем, – и будучи маленького роста, Закхей влез на дерево, чтобы видеть проходившего Учителя. Этот внешний жест, немного смешной, выражает, однако, внутреннее движение человека, который пытается подняться над толпой, чтобы иметь контакт с Иисусом. Сам Закхей не знает о глубоком смысле своего поступка; он не знает зачем, но делает это; и он даже не смеет надеяться, что сможет сократить расстояние, отделяющее его от Господа; он согласен увидеть Его хотя бы только проходящим. Но Иисус, проходя рядом с деревом, зовет его по имени: «Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19,5). Этот маленький ростом человек, отверженный всеми и находящийся далеко от Иисуса, – он как бы затерян в безвестности; но Иисус зовет его, и это имя, Закхей, на языках того времени, имело весьма красноречивый смысл: "Закхей” означает "Бог помнит”. Как это прекрасно: "Бог помнит”.
И Иисус идет в дом Закхея, вызывая осуждение всех жителей Иерихона, потому что в то веря тоже немало сплетничали. Люди говорили: "Как же так? В городе столько хороших людей, а Он идет к этому мытарю?” да, потому что он был потерянным; и Иисус говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19,9). В дом Закхея с того дня вошла радость, вошел мир, вошло спасение, вошел Иисус.
Нет такой профессии или социального положения, нет такого греха или любого рода преступления, которое могло бы изгладить из памяти и из сердца Бога хотя бы одного из Его чад. "Бог помнит”, всегда, Он не забывает никого из тех, что Он сотворил; Он есть Отец, пребывающий всегда в бодрствующем и полном любви ожидании, желая увидеть, как в сердце Его чада пробуждается желание вернуться домой. И когда Он видит это желание, даже едва выраженное, а порой почти неосознанное, то сразу идет к нему, и Своим прощением облегчает ему путь обращения и возвращения. Посмотрим сегодня на Закхея, влезшего на дерево: он смешон, но это жест спасения. И я говорю тебе: если у тебя на совести лежит груз, если тебе стыдно за то, что ты совершил, остановись, не бойся, подумай о том, что Кто-то тебя ждет, потому что Он никогда не перестает думать о тебе, думает о тебе. И этот Кто-то – твой Отец, Бог, это Иисус ждет тебя. Давай поднимайся, как сделал Закхей, влезай на дерево желания быть прощеным. Я тебе обещаю, что ты не разочаруешься. Иисус милосерд, Он никогда не устает прощать. Запомните об этом как следует, хорошо?, – Иисус именно такой.
Братья и сестры, давайте и мы дадим возможность Иисусу назвать нас по имени! Услышим в глубине сердца Его голос, говорящий нам: "Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме; Я хочу остановиться в твоем доме и в твоем сердце”, то есть, в твоей жизни. И давайте примем Его с радостью: Он может изменить нас, преобразовать наше каменное сердце в сердце из плоти, может освободить нас от эгоизма и сделать нашу жизнь даром любви. Иисус это может. Дай Ему только взглянуть на тебя.