Как и во все предыдущие годы, утром 15 августа 2010 г. Папа Бенедикт
XVI отслужил Мессу Успения Пресвятой Богородицы в своей летней
резиденции в Кастель Гандольфо, в местной приходской церкви в
присутствии членов администрации городка и его жителей. Праздник призван
напомнить нам, – сказал понтифик в своей проповеди, – что Мария,
подобно Своему Сыну, уже победила смерть и торжествует в славе небесной
во всей полноте Своего существа, «душой и телом».
Далее Святой Отец сосредоточился на анализе понятия «небеса». Чаще всего
это понятие ассоциируется с неким местом в пространстве, однако на
самом деле всё обстоит куда сложнее.
«Сегодня мы все знаем, что понятие "небеса” не относится к какому-либо
месту вселенной, к звездам или чему-нибудь в этом роде, – сказал
Бенедикт XVI. – Этот термин, скорее, подразумевает нечто в высшей
степени возвышенное, то, что не может быть выражено ограниченными
человеческими понятиями. Упоминая "небеса”, мы констатируем, что Бог
стал нам близок, что Он не оставляет нас в смерти и после смерти, что Он
дарит нам вечность, что у Него есть "место” для нас и что этим "местом”
является Он Сам. Бог никогда не прейдет, а все мы существуем силой Его
вечной любви. Мы существуем потому, что Он возлюбил нас и силой Своей
мысли призвал нас к бытию. Мы существуем в замысле и любви Бога. Мы
существуем в Нем в полноте реальности, а не только в виде "тени”. Мы
благодушествуем, мы полны надежды и внутренне удовлетворены постольку,
поскольку в Боге, в Его замысле и любви, сберегается не только наша
"тень”. На самом деле в Нем, в Его творческой любви мы пребываем и
входим в вечность всей нашей жизнью, всем нашим существованием».
Любовь Божия объемлет всего человека, – продолжил Папа, – с его
страданием и любовью, с его надеждой и радостью, но и с его печалью. Вся
жизнь верующего проходит очищение перед Богом и только после этого он
наследует вечность. Ничто из того, что нам дорого, не подвергнется
уничтожению, напротив, оно будет увековечено Божией любовью. В этом и
заключается главная мысль торжества Успения Пресвятой Богородицы, –
подвел итог Бенедикт XVI.
Понтифик продолжил свои размышления в ходе катехезы после полуденной
молитвы «Angelus». Мария, хотя и взята на небеса, – сказал он, – тем не
менее не перестает исполнять Свое молитвенное и заступническое служение.
Богородичное благочестие было свойственно Церкви с первых же дней ее
существования, а его следствием стали многочисленные литургические
праздники в честь Марии и возникновение соответствующей культуры.
«Во все времена художники с помощью кисти и резца стремились выразить
святость Богородицы, украшая церкви и часовни, – отметил Бенедикт XVI. –
Поэты, писатели, музыканты прославляли Пречистую Деву гимнами и
литургическими песнопениями. От востока до запада весь народ Божий
взывал к Пресвятой Небесной Матери, сжимающей в объятиях Божия Сына, в
поисках заступничества, что и нашло свое выражение в словах известной
молитвы: "Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри
молений наших в скорбях наших, но от всех опасностей избавляй нас
всегда, Дева преславная и благословенная”».
Именно эта вера народа Божия побудила Папу Пия XII провозгласить догмат о
Взятии на небо Пресвятой Богородицы. Бенедикт XVI напомнил
присутствующим, что как раз в текущем году мы будем отмечать 60-ю
годовщину опубликования Апостольской Конституции «Munificentissimus
Deus» («Всемилостивый Бог»), в которой содержалось «возвещение,
пояснение и определение Богооткровенного догмата, что Непорочная
Богородица и Приснодева Мария, завершив путь Своей земной жизни, была
взята телом и душой в небесную славу».
Перевод: Сибирская католическая газета