Притч 30, 8-9
Пс 119, 29. 72. 89. 101. 104. 163
Лк 9, 1-6
«В то время: Иисус, созвав двенадцать Апостолов, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней». (Лк 9,1)
Слава Богу, Христос – это Бог исцеления, нашего исцеления через любовь
семьи или супруга, через силы природы, через молитву, через исповедь и
Евхаристию, через дружбу наших близких. Но у нас есть также и
замечательное христианское таинство исцеления. К сожалению, многие люди
связывают это таинство с умиранием. Это на самом деле замечательное и
действенное таинство для умирающих, но особенно оно хорошо для исцеления
тела, души и разума, чтобы мы могли жить полной жизнью.
Многие люди боятся больных, раненных, слабых, старых, инвалидов. Эти
страхи о многом говорят. Величайшая человеческая слабость – смерть.
Таким образом, всё, что намекает на смерть, пугает нас.
Страхи, касающиеся болезни и смерти, определяются как традицией, так и
обществом. У евреев, например, есть законы, гласящие, что, если вы
коснётесь трупа, то станете ритуально нечистыми, и вы не сможете
посещать Храм или службу в нём, пока вы не очиститесь ритуально,
заплатив за это очищение. Один священник, возвращаясь домой из Храма,
решил вернуться и продолжить службу. Он обошёл истекающего кровью
человека, не будучи уверен, жив тот, или нет. То же сделал и левит. Оба,
возможно, хотели помочь, но их остановили их религиозные соображения.
Это было похоже на то, как если бы кто-нибудь сказал: Я не могу тебе
помочь, потому что мне нужно молиться.
А помог человек, которого евреи считали хуже атеиста. Именно он является для нас примером заботы о нуждающихся в жизни.
У нас у всех есть язва старения: долгая, мучительная болезнь, отнимающая
силы и надёжду. Мы можем страдать от умственных расстройств или такой
формы депрессии, когда всё кажется абсолютно безнадёжным и лишённым
будущего.
Жизнь может с самого детства казаться безрадостной. Одно из самых
сильных мучений, которое свойственно всем людям – это чувство,
выражаемое словами: никому я не нужен, никто меня не любит; или: меня
любят лишь условно, за то, что я обладаю тем или иным качеством.
Результатом обычно является чувство некоей неполноценности, создаётся
ощущение какой-то пустоты в сердце.
Мы можем быть жертвами семейных обстоятельств, что является причиной
серьёзных расстройств. Может, у наших родителей были проблемы совместной
жизни, или они разводились и не один раз. Для ребёнка это – травма, он
все это весьма болезненно переживают. Эта боль может длиться всю жизнь,
потому что обычно люди планируют супружескую жизнь, исходя из
предположения, что всё будет в порядке. Несбывшиеся же мечты причиняют
нам боль.
Мы можем страдать на работе, где на нас оказывается давление, или где
работают бесчестные люди. Или, например, нам могут платить меньше, чем
мы вкладываем труда.
Прошлое также может порождать болезненные состояния. Это и потеря
близких на войне, и воспоминания о временах репрессий, и экономическая
депрессия, когда труд всей жизни может оказаться напрасным.
Наши грехи и слабости также причиняют нам боль: когда не выполняются
наши лучшие пожелания и намерения, или причиняем другим ущерб,
возместить который не в состоянии. Это может быть аборт, после которого
человек носит в себе глубокую рану вины, за которую он не в состоянии
просить прощения у Бога, или не может простить себя самого.
Важным является факт того, откуда происходят наши страдания, так как они
могут быть духовными, физическими, их могут обуславливать проблемы
нравственности или общества. Многие из нас чувствуют ограниченность
жизни и испытывают щемящую боль где-то в глубине. Что касается наших
грехов, то мы вверяем их Божественному прощению. Но разве нам нужно
прощение, если мы ранены? Ведь чаще мы всё же бываем поражаемы, чем
поражаем сами. И здесь нам нужно исцеление. Мы – как те люди во времена
Иисуса, которые нуждались в исцелении и укреплении. Его служение давало
им надежду и исцеление.
Мы так похожи на того несчастного на дороге в Иерихон. Нам так нужен тот
добрый самаритянин, возливающий масло и вино для исцеления наших ран.
Иисус, воскресший из мертвых, получивший полное исцеление всех своих
ран, хочет Сам дотронуться до наших ран Своей рукой и подарить нам
спасение, радость, исцеление, принятие жизни и уверенность в будущем.
Многие люди идут по жизни, как бы таща на своих плечах большой мешок с
камнями. Так пусть они бросят его! Пусть они освободятся! Мы не хотим,
чтобы наши раны превращались в оружие, направленное против других. Бог
хочет, чтобы мы были Его свободными детьми и шли в будущее с радостью.
Как говорит ветхозаветная книга Левит: «Я сломал ярмо, связывавшее тебя,
и сделал, чтобы ты шёл с поднятой головой». Ты – сын Бога. Ты – дочь
Бога.
Автор: о. Майкл Скрин MSC, Ирландия