ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Чис 6, 22-27И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их.
ТолкованиеНовый год начинается с благословения мира. Он является настолько ценным даром Божиим, что даже избранный народ, в этом вдохновенном отрывке, понимает это. Мир является истинным и прочным, только когда его дарит Господь, поэтому для израильтян он представляет собой вершину всех благ и всех даров, которыми Бог может наделить Своих чад. Было бы неплохо в начале нового года поразмышлять об этом даре, который мы должны всегда испрашивать у Бога, поскольку без мира в сердце, в семье и в доме вряд ли можно испытывать радость бытия христианами. Пребывать в мире вовсе не значит жить без проблем, - нужно уметь переживать их с верой и надеждой на Бога.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Гал 4,4-7Братья, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
ТолкованиеВ этом скупом и сдержанном тексте заключено свидетельство великой веры и любви к Марии, через Которую Иисус Христос был дарован миру. Как видим, Павел называет Матерь Иисуса женой. Это звание полно библейских связей и значений: Мария – новая Ева; Своим послушанием Она восстанавливает отношения с Богом, нарушенные непослушанием первой женщины. И Сам Иисус дважды называет так Богородицу, во время брачного пира в Кане Галилейской и во время распятия, то есть, в решающие моменты истории спасения. Мария воистину является новой женой, давшей миру истинный свет – Своего Сына и Господа нашего Иисуса Христа.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 2,16-21В то время, поспешив, пришли [пастухи] и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
ТолкованиеБожественное материнство Марии осуществляется в двух планах: в физическом и духовном. Мария является Матерью Божьей не только потому, что Она носила Его физически в чреве, но и потому, что прежде Она с верою зачала Его в Своем сердце. Естественно, мы не можем подражать Марии в первом смысле, вновь рождая Христа физически, но можем последовать Ей во втором, рождая Его верою. О том, кого называть матерью Иисуса, указал Он Сам в Евангелии: тех, кто слушает Слово и исполняет его (Лк 8,21). Каждый из нас призван стать одним из этих бедных и смиренных, которые, как Мария, зачинают Христа, когда любят Его искренним сердцем и с чистой совестью, и рождают Его, совершая святые дела, являющие Его миру.
http://ru.radiovaticana.va