ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 23, 5-8Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся, и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их»; и будут жить на земле своей.
ТолкованиеОтрасль праведная – это Мессия. Именно этим именем и титулом называют Его все пророки, ожидающие прихода Христа. Эта Отрасль прорастает в складках истории, не делая шума и не привлекая к Себе внимания. Для израильтян, ожидавших всесильного полководца в делах и завоеваниях, Священное Писание отвечает образом, взятым из природы, который указывает на истинный характер Мессии. Иисус Христос будет человеком, полностью погруженным в Свой исторический период, будет знать его противоречия и непоследовательность. Но, в качестве праведного Мессии, Он придет прежде всего восстановить мир между Богом и человеком, неся через Себя всеобщее примирение и прощение грехов.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 1, 18-24Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.
ТолкованиеВ этом отрывке внимание привлекает то, как Матфей излагает страдания Иосифа. Он неразговорчив – знак того, что этот человек имеет глубокую внутреннюю жизнь. В то же время в своей душе он вынашивает решение, которое выражает весь его человеческий и духовный уровень. Иосиф понимает, что за этим замыслом Бога стоит призыв, обращенный лично к нему. Господь задумал великое для него, но Иосиф должен сначала дать согласие на этот замысел, контуры которого еще остаются нечеткими и непонятными. Любовь к Марии перерастает в нем в большое уважение и одновременно в чувство отцовства: именно он получит привилегию слышать голос Христа Младенца, Который будет называть его отцом.
http://ru.radiovaticana.va