ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 18, 14-16; 19, 6-9Когда всё окружало тихое безмолвие, и ночь в своём течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твоё, как грозный воин. Оно несло острый меч — неизменное Твоё повеление, и, став, наполнило всё смертью: оно касалось неба, и ходило по земле. Ибо вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь особым повелениям, дабы сыны Твои сохранились невредимыми. Явилось облако, осеняющее стан, а где стояла прежде вода, показалась сухая земля, из Красного моря — беспрепятственный путь, и из бурной пучины — зелёная долина. Покрываемые Твоею рукою, они прошли по ней всем народом, видя дивные чудеса. Они паслись как кони и играли как агнцы, славя Тебя, Господи, Избавителя их.
ТолкованиеКнига Премудрости воспевает событие освобождения народа Израиля в эпических тонах; ночь, в которую Бог явил Свою любовь и благоволение к Израилю, описывается как новое сотворение: вся природа обновляется и заново начинает свой путь. Священный текст дает нам понять, что, когда Бог вмешивается, чтобы спасти Своих избранных, то это как если бы Он создал все заново, чтобы дать им жить, прославляя Его. Милости Господни на этом не кончились: то же самое Он делает для каждого из нас. Может быть, мы не всегда чувствуем Его заботу о нас, но Он – рядом и рассеивает мрак наших страхов и неуверенности светом Своей любви.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 18, 1-8В то время: Сказал Иисус ученикам Своим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова; и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?
ТолкованиеГлавное заключается не столько в том, что мы не умеем молиться, потому что мы хорошо знаем, что значит чувствовать Бога в молитве. Проблема в другом: Иисус подсказывает нам, что мы слишком мало молимся. Мы думаем, что Бог должен сразу услышать наши просьбы, и не понимаем, что Он в Своей Божественной педагогике отводит важное место нашему ожиданию. Насколько нам дорого то, о чем мы просим? Сколько мы готовы потрудиться и даже пострадать, чтобы то, о чем мы Его просим, осуществилось в нашей жизни? Если мы считаем, что получить от Него что-то должно стоить не больше нескольких молитв, то ошибаемся: друзья Бога познаются в постоянстве и силе своих святых желаний.
Руссская служба Радио Ватикана