ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Рим 14, 7-12Братья: Никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; а живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу.
ТолкованиеОдна из наиболее частых наших иллюзий состоит в том, что мы считаем себя хозяевами своей жизни и поэтому можем распоряжаться ею как нам угодно. Апостол же напоминает нам, что все в нас принадлежит Богу. И в жизни, и в смерти мы принадлежим Ему, и это должно вселять в нас огромную радость: лишь приняв эту истину, мы ощутим глубокий покой. Если все в Его руках, нет ничего, что может причинить нам зло: Он все время заботится о нас и о нашей жизни. Поэтому слова апостола Павла сегодня являются для нас источником великого исцеления. Если ты все еще боишься, значит, твоя жизнь еще не стала даром в ответ на слово Иисуса и ты остаешься в своем эгоизме, утешаясь обманчивыми иллюзиями.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 15, 1-10В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
ТолкованиеВ иудейской традиции было твердое убеждение, что нужно держаться подальше от грешников. Поведение Иисуса, принимавшего грешников и евшего с ними, возмущает книжников и фарисеев. Он делает еще одну попытку просветить их с помощью двух простых и красноречивых притч. Образ пастуха, отправившегося на поиски потерянной овцы, оставив остальных в безопасном месте, в овчарне, особенно дорог Иисусу, Который Сам отправился на поиски всех нас, затерявшихся в лабиринтах греха. Уже во время Своей земной жизни Он искал дальних, чтобы вернуть их к Себе, в овчарню любви. Он склонился над всеми человеческими страданиями, оказывал предпочтение малым и бедным, участвовал в их трапезе, чтобы и они могли участвовать в Его Божественном пире. Бог радуется, потому что это означает возвращение Его детей в дом Отца. Поэтому каждый возвратившийся для Него – праздник: праздник прощения.