ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Рим 2, 1-11Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.
ТолкованиеНедоброжелательное суждение, – которое нередко исходит из влияющих на нас предубеждений, – оказывает медленное, но разрушительное воздействие на наше сердце, делая нас жестокими и равнодушными, неспособными понять людей и ситуации, в силу которых они поступают так или иначе. Жестокость сердца ужасна еще и тем, что она несет с собой множество болезней: духовную слепоту, равнодушие, эгоцентризм, то есть сосредоточенность на самих себе, из-за которой мы, с нашей воображаемой праведностью, в конце концов становимся для себя мерилом, по которому судим других. Это самая настоящая трагедия: Павел обличает прежде всего суждение тех, кто считает, что Бог не должен спасать всех и тем более – язычников. Сколько раз ты сам возмущался на Бога за то, что Он прощает тех, кого бы ты на Его месте осудил, даже не дав оправдаться?
Страшный суд. Иероним Босх
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 11, 42-46В то время: Господь сказал: Горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
ТолкованиеПо словам Господа, проблема фарисеев заключается не столько в том, что они усердны в выполнении обрядов: само по себе это может быть и неплохо. Их проблема в том, что они свели отношения с Богом ко внешнему исполнению закона: иными словами, они упустили из виду главное, сосредоточившись на мелочах. Что толку Богу в том, что они платят десятину, если при этом не соблюдают гораздо более важные заповеди, такие как справедливость и любовь к ближнему? К сожалению, мы тоже, сознательно или нет, часто совершаем такую же ошибку. Для многих из нас Бог – это Некто, Кого можно ублажить молитвами и участием в Мессе, а потом можно вести себя как заблагорассудится, попирая других. Тем самым мы обманываем не Бога, а самих себя.