Вчерашний день в Варшаве был поистине историческим: он прошел под знаком
примирения между российской православной Церковью и польской
католической Церковью. Председатель польской епископской конференции
архиепископ Йозеф Михалик и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, –
который находится впервые с официальным визитом в Польше, – подписали
документ под названием "Совместное послание народам России и Польши”. В
тексте документа красной нитью проходит призыв "к прощению, к
примирению, к диалогу”, чтобы исцелить раны прошлого и встать на "путь
духовного и материального обновления”.
Диалог и примирение являются
вкладом "в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов”, –
говорится в документе. Напоминая о "многовековом соседстве” между
Россией и Польшей, и о "богатом христианском наследии Востока и Запада”,
которое повлияло на идентичность и культуру обоих народов, иерархи
призывают встать на путь "искреннего диалога”, чтобы исцелить раны
прошлого. Грех, человеческая слабость, эгоизм, а также политическое
давление, – напоминается в послании – ведут к "взаимному отчуждению”, "к
открытой враждебности, к борьбе между нашими народами”, и естественным
следствием этого стало "утрата изначального христианского единства”.
Разделения и расколы, противоречащие воле Христа, стали большим
соблазном, – подчеркивается в послании. Поэтому необходимо "приложить
новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам
стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном
мире”.
Именно "братский диалог” является путем, который ведет к
примирению, и который предполагает "готовность прощать пережитые обиды и
несправедливости”. Поэтому в послании звучит призыв к верным "просить
прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло”.
Это первый шаг для восстановления взаимного доверия, без которого
невозможно полное примирение. Прощение, конечно, не означает забвение, –
говорится далее в документе. Память представляет собой "важную часть
нашей идентичности”, и у народов России и Польши есть долг памяти перед
жертвами прошлого, которые были замучены и отдали свою жизнь за верность
Богу и земному отечеству. Поэтому прощать – значит "отказаться от мести
и ненависти”, чтобы созидать мирное будущее. Знание истории может
помочь узнать "нефальсифицированную истину”. Война и тоталитарные режимы
– еще одна общая точка в истории России и Польши – принесли в жертву
"миллионы невинных людей, о чем напоминают многочисленные места казней и
могилы, находящиеся как на русской, так и на польской земле”.
Объективное знание фактов, – что является задачей историков и
специалистов, – может помочь преодолению "негативных стереотипов”.
В
тексте говорится о новых вызовах в условиях социальных и политических
перемен этого века, проникнутого религиозным равнодушием и постепенной
секуляризацией: "Мы пытаемся предпринимать все усилия ради того, чтобы
общественная жизнь и культура наших народов не утрачивали
основополагающих нравственных ценностей, без которых не может быть
мирного и стабильного будущего”. "Мы хотим способствовать утверждению
толерантности и в то же время защищать фундаментальные свободы и, прежде
всего, религиозную свободу, а также отстаивать законное право религии
на присутствие в публичной сфере”. Далее напоминается об атмосфере
враждебности к Христу и обличаются попытки насаждать аборт и эвтаназию,
–"тягчайший грех против жизни и позор современной цивилизации” –
однополые браки, отказ от традиционных ценностей и изгнание из публичной
сферы религиозных символов. "Ложно понятая светскость принимает форму
фундаментализма и в действительности является разновидностью атеизма”.
Далее в документе напоминается о том, что семья, основанная на прочном
браке между мужчиной и женщиной, нуждается в уважении и защите. Она
является "колыбелью жизни”, "здоровой воспитательной средой, гарантом
социальной устойчивости и знаком надежды для общества”.
"Воскресший
Христос есть надежда не только для наших Церквей и народов, но и для
Европы и всего мира”, – говорится в заключение документа, в котором
иерархи призывают заступничества Пресвятой Девы Марии, – Которую глубоко
почитают и русские и поляки, – в великом деле примирения и сближения
"наших Церквей и наших народов”.