Ос 6, 1-6
Пс 51
Лк 18, 9-14
Братья и сёстры, в храм вошли двое. Оба молились. Оба пошли домой в
оправдании, но один более, а другой менее. В чём ошибка фарисея? В том,
что свои праведные дела присвоил себе, а не Богу. Присвоив себе, взял на
себя функцию судьи. И сделал вывод о другом человеке. Без этого
действия нет никакой проблемы фарисея. Объективно он праведен, так как
совершает дела даже сверх Закона. Мытарь же не делал никаких выводов, но
просил о прощении своих грехов.
Братья и сёстры, эта притча не о
том, что мы не можем лезть в дела других людей и только сокрушаться в
своих делах. Можем. Без этого мы бы погрязли в пучине лицемерия,
безразличия, а то и просто релятивизма. Но у нас есть разум для
различения зла и добра. Порой мы можем встретить такого мытаря рядом и
повести себя как христиане, то есть помочь ему, так как знаем правду и о
себе. Можем повести себя как мытарь и использовать ближнего как
инструмент для подпитки собственной гордыни. Выбор дан нам. Наши добрые
дела делаются благодатью в нас, а благодать толкает нас открывать пути
общения с Богом для каждого кто рядом с нами. Мытарь он или нет не суть.
Будем же помнить эту притчу, чтобы в час молитвы помнили, что ближний
не инструмент для взвешивания наших дел, но тот кого мы призваны любить,
а значит разделять дорогу к Богу.
семинарист Денис Марчишин