9 января. По материалам Radio Watykańskie
9 января с.г., когда латинские католики отмечали праздник Крещения
Господня, в Риме прошла демонстрация в защиту религиозной свободы,
организованная как ответ христиан на теракт у коптского храма в Александрии
в ночь на 1 января. В демонстрации приняли участие сотни человек, в том
числе представители коптской диаспоры в Европе. Акция в форме
молитвенного стояния, организованная коптами, прошла в этот день и у
Кафедрального собора в Милане. Мусульман на эти мероприятия не
приглашали. Папа Бенедикт XVI в своем слове перед молитвой «Ангел
Господень» выразил свою солидарность с коптскими христианами, причем
специально приветствовал группу итальянских парламентариев, продвигающих
в Совете Европы инициативы в защиту религиозной свободы.
Выступивший на митинге в Риме коптский епископ Варнава Эль Сориани
заявил, что «христиане не могут постоянно повторять: "мы прощаем”. Они
также обязаны потребовать прекращения терактов и пролития невинной
крови». К сожалению, добавил епископ, хотя Рождественские праздники и
прошли спокойно, угроза терактов по-прежнему сохраняется.
Между тем, Патриарх коптов-католиков, кардинал Антоний Нагиб заявил, что
для умиротворения Ближнего Востока все присутствующие в этом регионе
религии должны научиться общаться на «другом языке». Всем им надлежит
включиться в одно большое дело просвещения народа. Только при этом
условии исповедники различных религий смогут принимать друг друга и
уважительно относиться друг к другу. В противном случае акты насилия,
подобные совершенному в Александрии, не прекратятся никогда. Кроме того,
Патриарх отметил, что взаимной неприязни не удастся преодолеть одними
только декларациями, и этот процесс потребует долгого времени. «К
диалогу людей надлежит готовить, начиная с детского сада», – сказал он,
одновременно подчеркнув, что альтернативы диалогу просто не существует.
Поэтому необходимо настойчиво призывать верующих к продолжению диалога,
даже если, как может показаться, этот диалог пока не приносит ожидаемых
результатов.
Мировые СМИ отмечают, что в Рождественский Сочельник, в ночь с 6 на 7
января, в Египте были предприняты беспрецедентные меры безопасности. У
христианских церквей дежурило 70 тысяч полицейских, здесь были
ликвидированы все автопарковки, а вместо них появились ограждения и
контрольно-пропускные пункты с металлоискателями. Свободное общение у
храмов после литургии было запрещено, поскольку толпы христиан могли
стать идеальной мишенью для террористов. Вместе с тем, немало мусульман
пришли на богослужения Сочельника, чтобы заверить христиан в своей
солидарности, несмотря на все угрозы исламских фундаменталистов. Со
своей стороны, христиане-копты участвовали в Рождественских службах
очень активно, не испугавшись предупреждений экстремистов, которые даже
опубликовали на своих сайтах список церквей, которые они намерены в
ближайшее время атаковать.
Заметим, что выражения солидарности Папы Бенедикта XVI с пострадавшими
христианами-коптами и его слова в защиту религиозной свободы,
прозвучавшие в проповедях на торжество Марии Богоматери 1 января и на
торжество Богоявления 6 января, были восприняты в официальных кругах
Египта с неудовольствием: здесь посчитали это «вмешательством во
внутренние дела» страны. Однако следует признать, что правительство
Египта приложило в эти дни немало усилий для преодоления разразившегося
после Александрийского взрыва кризиса. В египетских СМИ всё еще
продолжается кампания в защиту национального единства перед лицом
террористической угрозы. Рождественскую литургию в коптском Кафедральном
соборе посетили два сына президента Египта Хосни Мубарака и члены
правительства. Рождественское богослужение, возглавляемое коптским
Патриархом Шенудой III, транслировалось по государственному телевидению.
Великий имам главной египетской мечети Аль-Азар Ахмед Эль Таййеб
побывал у Патриарха Шенуды с визитом солидарности и поздравил его с
Рождеством.
Кстати, 7 января, в самый день Рождества по Юлианскому календарю,
прозвучал и голос одного из авторитетнейших мусульманских
священнослужителей Саудовской Аравии. Шейх Салех аль-Фавзан назвал
совершенные теракты «предательскими и дьявольскими» и охарактеризовал
терроризм под знаменем джихада как «саботаж, представляющий собой ничем
не оправдываемое преступление».
Перевод: Сибирская католическая газета