В эти дни в итальянском городе Фабриано проходит 61-я Литургическая
неделя, посвященная соотношению между Евхаристией и повседневной жизнью
человека.
Вступительный доклад зачитал Патриарх Венеции кардинал
Анджело Скола. Прежде всего иерарх остановился на самих терминах – не
только на значении Евхаристии, но и на значении понятия «повседневная
жизнь».
В Апостольском обращении «Sacramentum caritatis» Папа
Бенедикт XVI утверждает: «Евхаристия есть Христос, Который дарует Себя
нам, постоянно созидая нас как Свое Тело». В этой фразе содержатся все
основные элементы евхаристического богословия: Евхаристия как Таинство,
Евхаристия как реальное присутствие Христа, Евхаристия как жертва и
Церковь как res sacramenti, Его Тело.
Кардинал Скола утверждает,
что все заблуждения и искажения касательно Евхаристии, которые имели
место на протяжении истории, вызваны пренебрежением к какой-либо из этих
истин. Так, если не уделять внимания литургико-сакраментальному
измерению Евхаристии, это неизбежно приведет к абстрактному пониманию
отношений с Иисусом Христом. Если не говорить о реальном присутствии, то
это сведет специфику христианства к расплывчатой религиозности. А
забыть о жертвенном измерении означало бы оторвать Евхаристию от
уникальной спасительной миссии Господа Иисуса. И, наконец, пренебрежение
к аспекту Церкви как Тела Христова привело бы к индивидуалистскому
восприятию Евхаристии, свело бы на нет свойственный ей аспект общения и
приобщения.
Что же мы имеем в виду, когда говорим о «повседневной
жизни»? Кард. Скола считает, что это выражение заключает в себе гораздо
больше, чем кажется на первый взгляд.
Во-первых, повседневная жизнь –
это жизненный опыт, свойственный всем без исключения людям. Чередование
мгновений не составляет повседневную жизнь ни для неорганического, ни
для животного мира. Повседневность предполагает наличие субъекта,
который осознает, признает это чередование мгновений как таковое. Таким
образом, повседневная жизнь – это опыт, характерный только для человека.
Во-вторых, говоря о повседневности, мы имеем в виду и аспект
времени как неотъемлемой части жизненного опыта человека. Об этом
свидетельствует сама этимология слова «повседневный». С одной стороны,
это «дни», с другой – «все дни», каждый день жизни. Каждое мгновение
жизни и каждое ее пространство. Из этих жизненных пространств Патриарх
Венеции выделил два: сферу чувств и сферу труда.
Говоря о
«повседневной жизни», нельзя мыслить настоящее без прошлого и будущего.
Настоящее как таковое возможно только потому, что оно сосотносится с
чем-то, что уже произошло и что еще должно произойти. Настоящее – это
пространство свободы, прошлое – пространство памяти, а будущее –
пространство надежды. Эти три аспекта выражают человеческое «я»,
находящееся в пути. Человек имеет прошлое, обладает настоящим, но
пребывает вместе с тем на пути к окончательной реализации – в этом и
состоит будущее.
Каким же образом Евхаристия освещает эту повседневность человека?
Евхаристическое настоящее, то есть наше участие в Святой Мессе, в
Божественной Литургии, соотносится с ясной заповедью Господа: «Сие
творите в Мое воспоминание». Постоянное возобновление евхаристического
богослужения как в воскресные, так и в будние дни связано с тайной
реального присутствия Христа, делая Христа Распятого и Воскресшего
современным каждому человеку в любое время.
Если взять сферу чувств,
то повседневная жизнь переживается каждым человеком в его собственном
теле, мужском или женском, и всякое действие и чувство человека выражает
его «я», помещенное в контекст его пола. Вернемся к словам Бенедикта
XVI: «Евхаристия, Таинство любви, показывает особую связь с любовью
между соединенными в браке мужчиной и женщиной. Углубление этой связи
является потребностью, свойственной нашему времени». Евхаристия – это
Тело нашего Господа. Именно такой путь Он выбрал, чтобы мы могли
приобщиться к дару Его Тела и Крови. Повседневным участием в Евхаристии
верующие возрастают в любви, в противовес тому, что происходит в
господствующей культуре, претендующей стереть половые различия и
отделить любовь от деторождения.
Еще одна важная сфера человеческой
повседневности – труд, то есть способность взаимодействовать с
реальностью, которая включает экономическое и общественно-политическое
измерения.
Евхаристия представляет собой евхаристическое деяние,
вершителем которого выступает сам Господь Иисус. Мы становимся
со-вершителями этого деяния, что выражает суть человеческих деяний,
которые никогда не являются деяниями Творца, но деяниями Его
соработников. Евхаристия – это деяние, предваряющее и побуждающее
человеческие деяния.