В 11- е рядовое Воскресенье литургического года Церковь призывает нас
молить Господа о ниспослании нам дара верности и духа покаяния, делающих
нас способными ответить на любовь Отца Небесного, а также жить и
проповедовать Евангелие примирения. Но, что, в сущности, означает иметь
дух покаяния и быть верным? Ответ на этот вопрос дают нам сегодняшние
литургические чтения. Так, прослушаем читаемый сегодня отрывок из
Евангелия от Луки (из главы 7 от стиха 36 до стиха 3 главы 8), в котором
повествуется о прощении грешницы:
«Некто из фарисеев просил
Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот,
женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в
доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром, и, став позади у ног
Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы
своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей,
пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы,
кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к
нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит:
скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника:
один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не
имели, чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более
возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он
сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал
Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне
на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей
отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не
перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она
миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее
многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало
любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали
говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине:
вера твоя спасла тебя; иди с миром. После сего Он проходил по
городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним
Двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и
болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и
Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие,
которые служили Ему имением своим».
Однажды некий фарисей, по
имени Симон, пригласил к себе Иисуса, чтобы вкусить с Ним пищи, и Иисус
принял его приглашение. Это свидетельствует о большой свободе, с какой
Иисус общался с представителями различных социальных и религиозных
категорий, даже наиболее далеких от Него и часто враждебно настроенных
против Него. Во время трапезы, когда все возлежали, к Иисусу подошла
некая женщина, всем известная в городе как грешница, и, став позади
Иисуса, стала обливать Его ноги слезами, отирать их своими волосами,
целуя их и помазывая их принесенным ею благоуханным, дорогим миром.
Иисус не отогнал ее, а благосклонно принял ее и даже высоко оценил ее
жест. Отметим, что этот эпизод произошел почти сразу после воскрешения
Иисусом сына вдовы Наинской, вызвавшего изумление и страх Божий среди
народа, так что все прославляли Бога, говоря: «Великий пророк восстал
между нами, и Бог посетил народ Свой». Молва о таком великом чуде быстро
разошлась по всей Иудее и, вероятно, вызвала желание у Симона фарисея
ближе познакомиться с Иисусом и узнать, действительно ли Он великий
пророк. И, что же? Видя, как Иисус относится к этой женщине, Симон
возмутился не столько поведением этой последней, сколько тем, что Иисус
позволил такой грешнице прикасаться к Нему, что, согласно закону,
считалось осквернением. Видя это, Симон пришел к заключению, что Иисус
не может быть пророком, потому что Он не видит, кто прикасается к Нему.
Тогда Иисус, от Которого ни один помысел не может скрыться, рассказал
Симону и всем присутствовавшим притчу о заимодавце и о двух должниках.
Ясно, что один из этих двух должников изображал эту женщину, а другой –
самого фарисея, Симона, который, однако, не понял, что речь шла также о
нем. На вопрос Иисуса: который из двух более возлюбит простившего ему
долг заимодавца? – Симон ответил правильно, не сознавая, что он, тем
самым, вынес суждение о самом себе. Отпущенный долг пропорционален любви
кредитора. Мы видим, что любовь Божия не следует нашей, человеческой
логике, поэтому, чем крупнее долг, тем более велико прощение. Наряду с
этим, Иисус подчеркивает единственно важное и необходимое, а именно: дух
покаяния. В противоположность фарисею, женщина, о которой идет речь,
сознавала свою слабость и свою грешность; она всем своим существом
выразила раскаяние в своих грехах и свою любовь к Иисусу.
Но в
этом эпизоде следует подчеркнуть еще другое, помогающее нам глубже
осознать, какова любовь Божия к грешному человечеству. Иисус сказал
женщине: «прощаются тебе грехи». Это означает, что Бог уже простил ей,
что прощение уже реальность. Иными словами, что Бог всегда готов
простить, но только покаяние делает нас способными принять Его прощение.
Такова вера этой женщины и Иисус признаёт, говоря, что она спасла ее.
Ее спасла вера в такого Бога, Который не останавливается перед грехом
человека, но, напротив, отвечает ему Своим прощением, даруя возможность
каждому признать свою вину и принять даруемое прощение.
Подобный опыт пережил Давид, о чем повествуется в сегодняшнем первом
чтении из Второй Книги Царств (12, 7-10 и 13). Пророк Божий Нафан,
рассказав притчу Давиду, побудил его осознать свой грех и вынести
суждение о самом себе. Прослушаем этот ветхозаветный текст: «И сказал
Нафан Давиду: ты – тот человек, который сделал это. Так говорит
Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил
тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина
твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и если этого для
тебя мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово
Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом;
жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян. Итак, не
отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял
жену Урия Хеттеянина, чтоб она была тебе женою… И сказал Давид Нафану:
согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя
грех твой; ты не умрешь». Отметим, что далее Нафан сказал: «но как ты
этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у
тебя сын». Так и произошло: умер младенец, первый сын Давида и
Вирсавии. Второго же его сына, Соломона, Господь особо возлюбил. Итак,
Бог не может упразднить последствий совершаемого нами зла, но Он, в то
же время, не останавливается перед злом, отвечая на него Своим
прощением. Как только Давид со скорбью признал, что он согрешил пред
Господом, Нафан ответил ему, что Господь уже снял с него грех и что
он не умрет.
И здесь ясно подчеркивается, что прощение Божие не
обусловлено нашим покаянием и, что напротив, оно в некотором смысле
предшествует ему. Однако, для принятия прощения Божия человеку всегда
надлежит совершить свободный акт покаяния. Такую радость прощения, такое
блаженство воспевает читаемый сегодня покаянный Псалом 31 (1-2, 5, 7 и
11). Псалмопевец восклицает: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи
грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в
чьем духе нет лукавства!... Но я открыл тебе грех мой и не скрыл
беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты
снял с меня вину греха моего… Ты покров мой; Ты охраняешь меня от
скорби, окружаешь меня радостями избавления… Веселитесь о Господе и
радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем».
Итак, необходимо покаянное и верное сердце, которое не искало бы
оправдания в соблюдении правил, но веровало бы и возлагало бы всю
надежду на спасение только на Того, Кто единый может оправдать нас пред
Отцом. Святой Апостол Павел призывает нас осознать именно это в читаемом
сегодня отрывке из Послания к Галатам (2, 16-21), где пишет: «Однако
же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в
Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою
во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая
плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались
грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я
снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я
умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я
живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в
Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю
благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».
Апостол учит тому, что для нашего спасения необходимо не
бездушное соблюдение правил, закона (в таком случае Христос
действительно напрасно бы умер), а необходима вера в Иисуса Христа,
открывающая нам величие благодати и любви Божией к нам, всегда
опережающей наше покаяние. Верность Христу, на Кого возлагаем всю
надежду на спасение, и есть наша ответная любовь на Его безмерную,
жертвенную любовь. Признавая себя грешным, нуждающимся во всем, мы
открываем доступ к нашему сердцу благодатной, спасающей любви Божией.
«Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало
прощается, тот мало любит». Да скажет Господь и нам, возлюбившим Его:
«Вера твоя спасла тебя! Иди с миром!».