Если Авраам оправдался не делами, то зачем он совершал дела? Значит ли это, что достаточно иметь веру, и можно ничего не делать?
Чтобы верно понимать слова Павла, необходимо помнить, что же такое вера. Если понимать под верой исключительно набор теоретических представлений, не имеющих практического выхода, то тогда и в самом деле непонятно, как может такая вера оправдать. Но если вера — внутренний огонь, преобразующий человека, то дела обязательно станут её следствием и проявлением. Дела сами по себе не потому не могут оправдать, что они не нужны (об их ненужности нигде не говорится!), но потому, что в греховном мире даже мотивация для нужных и благородных дел может оказаться низменной, а сами дела, кажущиеся полезными, могут такими на самом деле и не быть.
Мысль о том, что, где нет закона, нет и преступления, как и многие слова Павла, звучит парадоксально. Но если так, то зачем дан закон?
Закон дан для того, чтобы мы лучше распознавали, где зло. Сам по себе закон не первичен, добрая воля к его соблюдению — следствие веры. Выполнение заповедей закона вытекает из доверия Богу. Формальное же законничество сушит живую связь с Ним. Но верой соблюдение закона может быть оживотворено.