«Блаженны вы…» и «горе вам…»
Мы живем в странном мире, в странной смеси тайны и благословения и
одновременно в глубокой тревоге и боли. Наши нужды вопиют к чему-то, что
устранило бы глубину беспокойства посреди изобилия. Наблюдательные люди
знают, что мы сталкиваемся здесь с глубокой духовной проблемой и
надеемся обрести равный по глубине христианский ответ. Они чувствуют
нашу потребность в благодатном даре Божьего исцеления. Они догадываются,
что наши недостатки не есть последнее слово – в действительности они
часто могут оказаться первым словом, которое открывает доступ свету.
Главное, они чувствуют, что наши недостатки тривиальны в сравнении с
любовью и прощением, которые Бог явил как Отец Иисуса Христа и что мы
должны глубже войти в эту бескорыстную любовь, прежде чем мы дадим
загипнотизировать себя присутствию неискупленной жизни вокруг нас. Все
это свидетельствует о том, что Благая весть адресована не благочестивым,
а отчаявшимся. (...)
Мессия-исцелитель
Мир, в который пришел Христос, был очень похож на мир, который мы знаем,
в котором человек рождается сломленным и возрастает в этой самой
сломленности. Это – свалка несбывшихся надежд и причиняющих боль
воспоминаний, ощущений вины и неудовлетворенности. Но что-то сообщило
людям непосредственную уверенность, что этот новый пророк каким-то
образом знает об их боли изнутри, и дает ощущение, что надежда и
исцеление состояться. «Ранами Его мы можем исцелиться» (Ис 53, 5).
Толпы, которые напоминали овец, не имеющих пастыря, пастухи,
проститутки, грешники, больные, одержимые, мытари, прокаженные, изгои,
неприкасаемые, неудачники в жизни толпились вокруг Него. Его притчи
отражали Его сердце. Бог имел человеческие руки, которыми Он мог
прикоснуться к людям, и сердце, которым Он мог сочувствовать их
проблемам. Это был уже не Бог Сартра, «Вечный Посторонний, отвернувшийся
от невзгод мира». Напротив, Это Бог, который «взял на себя наши немощи и
понес болезни» (Ис 53, 4). Это добрый самарянин для всех тех, кто
испытал неудачу на своем жизненном пути. Он божественный исцелитель,
обладающий нашим человеческим опытом. (…)
Исправляя пути
В одной из своих пьес Юджин О Нейл говорит: «Человек рождается
сломленным, но живет исправлением. Любовь – это клей». Человек рождается
сломленным и часто ломается дальше в процессе роста. Работа по
исправлению может, однако, превратить эти раны в предмет славы. Падение
может стать путем к прорыву. Дать этому совершиться – главная задача
Церкви,
Я хочу предложить несколько путей к исправлению.
Прежде всего, я едва ли смогу преувеличить важность возрастания в
реальном принятии себя. Это означает принятие себя такими, какие мы
есть, там, где мы есть, и раскрыться для возможности дальнейшего роста.
Часто в нашей жизни мы признаемся в отсутствии терпения и в резкости по
отношению к другим людям. Печально, но часто нетерпение и резкость на
самом деле направлены на самого себя, а на других выливается лишь то,
что переливается через край. Мы не имеем права быть более резкими к
себе, чем Бог. В действительности наши грехи, наши падения, наши
слабости совершенно незначительны в сравнении с добром, наличествующим в
нашей жизни и с тем, что уготовано для нас божественным промыслом. Но
мы все слышали слишком много о грехе, и законе, и обязанностях. «Даже
грехи людей – это лишь неудачные попытки научиться любить», – писал Джон
Стейнбек. Мы должны слушать больше о Христе и о любви Божией,
воплощенной в Нем, любви, которая соединила нас во Христе и, уже
сотворила в нас новое сердце так глубоко внутри нас, что мы сами
сделались сердцем Христа на земле друг для друга. (…)
Во-вторых, я предлагаю намеренно постараться перестать фиксироваться на
самих себе. Травма как таковая имеет тенденцию замыкать нас на самих
себе, как бы «зализывать раны», но в действительности это признание
собственного поражения. Когда мы обращаемся к другим, мы воссоединяемся с
человеческим родом в его радостях и борьбе и мы видим добро,
направленное к нам. Имейте для всех наготове доброе слово – пусть это не
будет лишь тактикой, но пусть ваши слова подкрепляют, поддерживают в
людях веру в то, что их существование – благо. В одном из своих романов
Кэнон Шинан говорит: «После чистого воздуха и прозрачной воды нет
большего дара от Бога, чем сила доброго слова». Он добавляет: «Жаль, что
мы так скупы на них».
Помимо добрых слов, старайтесь уделять людям время, особенный упор делая
на посещении их. Это может быть символично для нашего расширяющегося
мира, и на первых порах это может быть нелегко. Многим травмированным
людям не с кем поговорить и их гнев нуждается в выплескивании. Он может в
первую очередь выплеснуться на вас. Люди в действительности гневаются
на тех, кто много значит для них – они не могут позволить себе этого с
другими. Когда они выражают свою боль, они могут дать нам ключ к тому,
как нам помочь самим себе. (…)
Готовность прощать – это всегда часть исцеления. В трудные годы
апартеида в Южной Африке Алан Патон писал: «Люди никогда до конца не
исцеляются, пока не научатся прощать». Прощение – это обязательная
евангельская заповедь, а не произвол со стороны Бога. Прощение
глубочайшим образом связано с исцелением и с обнаружением истины Божией
даже в осколках нашей былой целостности. Вот почему мы должны быть
способны прощать людям, как это делал Христос. Если люди причиняют нам
боль, это редко происходит из-за того, что они злы или сознательно
желают повредить нам. Чаще это происходит оттого, что они испытывают
такую интенсивную внутреннюю боль, что она прорывается наружу в виде
ревности, гнева, ненависти, страха или бегства. Ваше прощение, ваше
понимание будет целительно для них, быть может, в тем большей степени,
чем больше вы сами при этом страдаете. (…)
Один из основных аспектов исцеления – это готовность выслушать с
любовью. Многие тяжкие жизненные испытания могут взрастить в нас циника,
да и современная культура может способствовать появлению синдрома
«крутого человека». Но ранимость доверия в любви и готовность к
возможности любви – это то, без чего нельзя обойтись.
Существенной помощью для многих в исцелении жизненных травм является
практика «кроткой и смиренной жизни». Это означает вхождение в смирение и
кротость Христа. «Блаженны кроткие…» «Плод Духа...– кротость».
«Научитесь от Меня... Я кроток и смирен сердцем... и вы обретете покой
душам вашим».
Кроткая и смиренная жизнь имеет место тогда, когда мы стремимся жить не
на периферии, а в центре (в Боге!), где мы живем без внутреннего
напряжения, которое возникает, когда Бог более не является центром
жизни.
Кроткая и смиренная жизнь имеет место тогда, когда мы вверяем себя Богу,
«как дитя, отнятое от груди и возлежащее на коленях матери» (см. Пс.
130). Многие из тех разочарований и несчастий, которые испытывают люди,
происходят не из-за того, что случается что-то объективно трагическое,
но из-за неосуществления искусственных целей, произвольных задач или
явно неосуществимых надежд, а все это от того, что мы делаем
второстепенные ценности стандартом идеальной с нашей точки зрения жизни.
Реальная евангельская кротость спасает нас от таких ложных требований, а
также от крутого стиля жизни и агрессивности, требуемых ими.
Кротость позволяет нам говорить правду, даже если никто не желает слушать.
Кроткий не требует аудитории.
Кротость освобождает нас от иллюзий, искажающих жизнь и наше восприятие
людей и событий, а также наши завышенные ожидания в отношении самих себя
и окружающих. Жить иллюзиями – значит не замечать ни Бога, ни того
лучшего, что есть в нас самих. Враждебность и резкость всегда ослепляют.
Кротость – это готовность умирить шум внутри и вне нас, который
высасывает нашу энергию и грозит заглушить голос Духа, а также мешает
нам увидеть, что жизнь по сути своей добра.
То же самое можно сказать и о терпении по отношению к самому себе. Мы
сейчас живем в нетерпеливом мире. Слишком многое совершается мгновенно.
Скорость – это вид наркотика. Нам трудно принять, что требуется целая
жизнь, чтобы полностью искупить сердце человека. Мы хотим, чтобы все
совершалось быстро и эффективно, но пути Боговоплощения медленны и
предполагают уподобление Христу клеточка за клеточкой. Это долгое
медленное чудо христианства, неслышный образ пребывания Иисуса там, где
братья собираются вместе, где они делят друг с другом жизнь и открывают
друг для друга новую и богатую жизнь Воскресения. (…)
В дорогу!
«Жизнь иногда ломает всех нас, но некоторые вещи становятся прочными в
сломанных местах». Многие люди признают мудрость этих слов Стейнбека.
Они знают риск перестраховки от превратностей жизни. Они могут также
ощутить риск самоизоляции от других людей. «Мы также больны, как и наши
секреты». Они должны услышать, что жизнь – это добро, если мы
по-настоящему погружаемся в нее. «Не дорога причиняет боль ноге, но
камешек в ботинке». И каждый шаг к исцелению открывает новые
возможности, которые превращаются в все возрастающую свободу жить,
смеяться, любить. Эту дорогу может осилить лишь идущий.
Автор: о. Майкл Скрин MSC, Голуэй, Ирландия
Родился 27.07.1938 в Ирландии вместе в с сестрой-двойняшкой в семье, где было 12 детей.
В 1956 году стал монахом ордена «Святейшего Сердца Иисуса».
22.02.1963 года получил рукоположение в священники.
Закончил исторический факультет Народного Университета в
Ирландии, Университет Беркли в Калифорнии по специальности «Духовность в
литургии» и Университет РЕГИС в Денвере Колорадо по специальности
«Психология
семейной жизни».
Работал в России с 1996 по 2003 год. Сначала, как настоятель
приходов на Северном Кавказе, в том числе в г. Грозном.
С 1998 года – как генеральный викарий епископа в Саратове
С 2000 г. – настоятель прихода Святого Климента в Саратове.
В 2003 году вернулся в Ирландию, в Галуэй. Занимается
пастырской работой и проводит духовные упражнения.