В конце июня одновременно в кинотеатрах всего мира состоялась премьера
третьей главы под названием «Затмение» саги «Сумерки» американской
писательницы Стефани Майер. Не только романы, но и их
кинематографические переложения завоевали сердца как юных зрителей, так
и, подчас, их родителей. Критики по-разному отнеслись к этому фильму и
не все отзываются о нем положительно. Но в то время как знатоки кино
либо игнорировали, либо порицали сагу, «Сумерки», выйдя за рамки
обыкновенного фильма для подростков, превратились в истинный культ на
уровне «Биттлз». Не знание этой саги прощается только астронавтам,
пробывшим последние 3 года на земной орбите и монахам-отшельникам.
Не
могла не откликнуться на такой крупный феномен и газета «Оссерваторе
Романо». Недавно на его страницах вышла статья, посвященная первому из
пяти фильмов, передачу о которой подготовила и наша редакция. А в конце
июня официальная газета Града Ватикан обратилась уже к третьему фильму о
вечной любви между обыкновенной девушкой и вампиром-джентльменом.
Автор
статьи, Сильвия Гуиди, побывав на предварительном просмотре «Затмения»,
поделилась с читателями «Оссерваторе Романо» своими размышлениями. По
словам Сильвии Гуиди, самым интересным во время предварительного
просмотра являются комментарии зрителей в зале. Например, один из ее
коллег сказал в полный голос, уверенный в том, что его мнение будет
единогласно разделено присутствующими: « Нам еще не хватало вампира
католика!» Но на этом критика по отношению к фильму не закончилась. К
сожалению, многие коллеги-журналисты приходят на просмотры с уже готовым
мнением, и мало кто подходит к картинам без предубеждений. Стоит ли
беспокоиться из-за какого-то детского фильма? К сожалению, таким
образом, мимо них могут пройти незамеченными настоящие шедевры.
Например, Сильвия Гуиди перечисляет строки из стихотворения Роберта
Фроста, любимого поэта американского президента Джона Кэннеди. В начале
фильма юная героиня читает за кадром «Огонь и лед», стихотворение,
основанное на метафоре этих элементов, которые символизируют желание и
его удовлетворение, которые являются главной темой этой третьей главы. В
русском переводе это стихотворение звучит так:
Как мир погибнет? От огня
Иль ото льда погибель ждет?
Сомнений нету у меня:
Огонь опаснее, чем лед.
К
достоинствам фильма журналистка относит и музыкальную дорожку картины,
указывая особым образом на независимую американскую группу «Vampire
weekend», одну из самых интересных групп последнего времени. Мы бы
добавили также таких королей рока, как «Muse», написавших их песнь
специально для «Затмения», и австралийскую певицу Sia с песней «My
love», также вошедшую в альбом.
Но то, на что обратила большее
внимание Сильвия Гуиди, были не спецэффекты и другие художественные
достоинства фильма, а на реакцию, которую вызвала в публике эта картина.
В зале слышались фразы, типа: «Этот фильм не такой скучный, как второй,
но боюсь, что он породит моду на католицизм». Некоторые зрители и не
подразумевают, насколько их страхи о распространении моды на «вампиров
христиан» сродни тем, которые существовали в начале христианской эпохи.
Неправильно понятая традиция причастия кровью Господней приводила к
немалым недоразумениям. И нередко последователи Христа обвинялись в
питье человеческой крови.
Многие обвинители «Сумерек» в католической
пропаганде забывают, что его создательница принадлежит к мормонам. Но,
видно, для некоторых людей все мы «религиозные фанатики и ретрограды» на
одно лицо.
Шумные похихикивания были слышны и во время сцена, в
которой главный герой просит руки у своей возлюбленной, отвергая
возможность физической близости вне брака. Подобную реакцию вызывает не
столько неуклюжесть актеров, которым никто и не приписывает
первоклассное мастерство, сколько само содержание этой сцены. И,
действительно, «Затмение» можно смело назвать аллегорией истинных
ценностей брака, а в более широком смысле – аллегорией вечности истинной
любви, несмотря на наши недостатки. Английский актер, сыгравший
главного героя фильма, Роберт Паттинсон, в одном интервью очень сжато и
точно описал уже вышедшие 3 фильма: «Первая часть говорит о любви,
вторая, «Новолуние», - о потере, а «Затмение» повествует о том, как
трудно бывает поддерживать отношения, особенно если они глубокие и
настоящие».
Оба возлюбленных, Бэлла и Эдвард, по-разному смотрят на
брак. Бэлла, как истинное дитя современности, считает его просто штампом
в паспорте. Эдвард, уже 100 лет как 17-летний вампир, по традиции
начала XX века считает, что брак – это лучший способ признаться в любви.
Бэлла боится холода, который может возникнуть со временем между ней и
ее возлюбленным. Она одновременно желает вечно жить с ним рядом, но с
другой стороны ее страшит невозможность сохранить в вечности свежесть ее
чувств к ее избраннику, а также разочаровать его. Эдвард, в свою
очередь, под влиянием незнакомых ему всепоглощающих чувств, в первом
фильме задавался вопросом: « А что если я не супер герой? Что если я
зло?» Подобными вопросами задаются все те, кто желает построить
серьезные отношения. Хотя они могут звучать и в иной форме. Например,
«ты всё равно любишь меня, несмотря на то, что я не такой, каким ты меня
себе представлял? даже если я способен сделать тебе больно или
разочаровать тебя?»
Любить и быть любимыми, безоговорочно и
навсегда, - об этом повествует и третий фильм. Причем, не важно, кто ты:
вампир-вегетарианец, отважный оборотень или простой человек. Эта тема
затрагивает всех, даже отрицательных персонажей. В доказательство тому,
вспомним о вампирше-убийце Виктории, способной на месть до последней
капли крови за смерть ее любимого, убитого Эдвардом.
Слово, которое
чаще всего встречается в фильме, - это «защищать». Главные герои
понимают, что любить значит быть немного отцом или матерью для их
избранника, а это иногда подразумевает даровать за него жизнь. Так
поступает Бэлла, ранящая себя во время схватки между добрыми и злыми
вампирами для того, чтобы отвлечь внимание врагов, помочь своим и спасти
жизнь жениху.
На протяжении саги главная героиня постепенно
превращается из неуклюжей школьницы в необыкновенную женщину. И не
потому, что она превращается в вечное существо, а потому что встречает
настоящую любовь и старается защитить ее до последнего вздоха.
Может,
именно поэтому, несмотря на некоторую наивность и слишком активный
маркетинг, сага «Сумерки» завоевала столько сердец и ясно показала, что
вечные понятия, такие, как настоящая любовь и уважение, до сих пор в
моде, а не являются пережитками прошлого или религиозной пропагандой с
целью привить нам комплексы.