РАДОСТЬ И СУД (Мат. 22,1-10)
Стихи 1-14 - это не одна притча, а две, и мы поймем их смысл легче и лучше, если рассмотрим их отдельно.
То, что сказано в первой притче соответствует нормальным
иудейским обычаям. Когда рассылались приглашения на большой пир,
например на свадебный пир, даты не ставилось, а когда все было готово,
слуги шли к гостям с окончательным приглашением. Таким образом, царь в
этой притче давно уже разослал приглашения, но окончательное приглашение
прийти последовало только после того, как все было готово, и оно было в
оскорбительном тоне отвергнуто. Эта притча имеет два смысла.
1. Первый и конкретный смысл заключался в том, чтобы довести до
ума слушателей то, что уже было сказано в притче о злых виноградарях.
Это было еще одно обвинение и осуждение иудеев. Приглашенные гости,
отказавшиеся прийти, когда настало время, символизируют иудеев. Много
веков тому назад они были приглашены Богом быть Его избранным народом,
но, когда Сын Божий пришел в мир, и они получили приглашение следовать
за Ним, они с презрением отказались. В результате этого приглашение
Божье было послано непосредственно на распутья и на дороги, а люди на
распутиях и на дорогах символизируют грешников и язычников, которые
никогда не ожидали приглашения в Царствие.
Евангелие говорит, что последствие этого отказа будут ужасными. В 22,7 говорится, что царь послал свои армии против тех, кто отказался от приглашения, и сжег их город.
Это вторжение армий и сжигание города кажется, на первый взгляд,
совершенно неуместным в связи с приглашением на брачный пир. Но в 70 г.
Храм был разграблен и сожжен, а город Иерусалим разрушен до основания.
Гибель постигла тех, кто отказался узнать Сына Божия, когда Он пришел.
2. Но эта притча говорит нам о многом и в более узком смысле.
а) Она напоминает нам, что Бог приглашает нас на праздник,
радостный как свадебный пир. Он приглашает нас радоваться. Ошибается и
совершенно извращает сущность христианства тот, кто думает, что
христианство требует покончить со светлой радостью и счастливой жизнью.
Христианин приглашен торжествовать, и если он отказывается от
приглашения Бога, то он отказывается от радости.
б) Она напоминает нам о том, что не обязательно сами по себе
плохие вещи делают нас глухими к приглашению, ибо одни пошли на поля
свои, другие на торговлю. Они вовсе не пошли на дикую пирушку на
безнравственное общение. Они занимались отличными по своей сути,
будничными делами - управляя своим хозяйством. Человек легко может
настолько погрузиться в свои каждодневные дела мира сего, что он
забывает о вечности; иной настолько занимается видимыми вещами, что
забывает о вещах невидимых. Он так громко слышит требования мира сего,
что не может услышать приглашающий голос Христа. Трагедия жизни часто
заключается в том, что хорошее исключает из нее отличное, что сами по
себе хорошие вещи занимают место вещей более прекрасных и высшего
качества. Человек может быть настолько занят заработком на жизнь, что
ему некогда построить свою жизнь; он может быть настолько занят
организацией и устройством жизни, что забывает самую жизнь.
в) Она напоминает нам, что на призыв Христа следует смотреть не с
точки зрения, как мы будем наказаны, если не встанем на Его путь,
сколько с точки зрения того, что мы потеряем в таком случае. Те, кто не
придет, будут наказаны, но подлинная трагедия заключается в том, что они
лишили себя радости брачного пира. Отказавшиеся от приглашения Христа
будут в один день страдать от сознания упущенных сокровищ, и тем
дополняет свои страдания.
г) Она напоминает нам о том, что, в конечном итоге, Божье
приглашение - это милосердное приглашение. Все приглашенные с дорог и с
распутий не имели на это никакого права, они и в своей фантазии никогда
не могли ожидать такого приглашения на брачный пир царского сына, еще
менее могли они заслужить это. Оно снизошло на них от щедрого
гостеприимства и открытого сердца царя. Милосердие послало приглашение и
милосердие собрало и ввело их на этот пир.
11-14
ИСПЫТУЮЩИЙ ВЗГЛЯД ЦАРЯ (Мат. 22,11-14)
Это другая притча, которая представляет собой очень близкое
продолжение и усиление предыдущей. Это рассказ о госте, появившемся на
царском пире без брачной одежды.
Очень интересным в этой притче является то, что видим, как Иисус
берет очень знакомую слушателям ситуацию и использует ее как пример. У
раввинов были две истории с царями и с одеянием. В первой, речь шла о
царе, пригласившем гостей на пир, не сказав им ни точной даты, ни часа,
но сообщив им, что они должны помыться, помазаться благовонными маслами и
одеться, чтобы быть готовыми, когда он призовет их. Мудрые
приготовились сразу и заняли, в ожидании, места у дверей дворца, потому
что, полагали они, во дворце пир может быть приготовлен очень быстро,
так что их не смогут предупредить заранее. Неразумные же думали, что вся
процедура подготовки займет много времени, и что у них его будет еще
достаточно. И они пошли: строитель - к своему раствору, гончар - к своей
глине, кузнец - к своему горну, сукновал - к своему отбеливателю и
продолжали свою работу. И вдруг, без всякого предупреждения, последовал
призыв на пир. Мудрые были готовы воссесть и царь возрадовался им, и они
пили и ели. А те, кто не оделся в свои одежды, должны были стоять
снаружи, печаль, печальные и голодные, и смотреть на утерянную ими
радость. В этой раввинской истории говорится о необходимости быть готовыми к зову Бога, а одежды символизируют готовность.
Во второй раввинской истории повествуется о том, как царь доверил
слугам свои царские одежды. Мудрые взяли одежды и аккуратно убрали их и
содержали в первоначальной красоте. Неразумные же одевали эти одежды на
работу и пачкали их. Пришел день, когда царь потребовал одежды назад;
мудрые вернули их свежими и чистыми, царь положил одежды в свои
сокровищницы и велел им идти. Неразумные же вернули одежды грязными и
запачканными. Царь велел отдать одежды для чистки сукновалу, а их велел
посадить в тюрьму. В этой притче говорится о том, что человек должен
вернуть Богу свою душу в ее первозданной чистоте; человек же, который
может вернуть лишь грязную душу, будет осужден. В этой притче заложены
два урока.
1. Первый урок сводится к следующему. Иисус только что говорил,
что царь, чтобы собрать гостей для своего пира, послал своих слуг на
дороги и распутья. Это была притча открытых дверей. Иисус говорил о том,
как будут призваны грешники и язычники. В притче подводится необходимый
баланс; дверь действительно открыта для всех людей, но тот, кто входит,
должен принести с собой жизнь, которая должна быть достойной
предложенной ему любви. Милосердие, благодать - это не только дар, это
также серьезная ответственность. Человек не может продолжать жить той
жизнью, которой он жил до того, как он встретил Иисуса Христа. Он должен
быть облечен новой чистотой, новой святостью и новой добродетелью.
Дверь открыта, но она открыта не для того, чтобы пришедший грешник
оставался грешником, а для того, чтобы грешник пришел, и стал святым.
2. А второй урок заключается в том, что манера, по которой
человек приходит куда-нибудь, показывает с каким настроением он
приходит. Отправляясь в гости к друзьям, мы одеваем не ту одежду,
которую носили на судоверфи или в огороде. Мы хорошо знаем, что для
друга одежда не имеет значения, и мы вовсе не намерены устраивать
спектакль. Дело просто в том, что из уважения нужно прийти к другу в
чистом виде. Сам факт того, что мы готовимся пойти туда, показывает наше
внешнее расположение и наше уважение к другу. Также обстоит дело и с
домом Божьим. Эта притча не имеет никакого отношения к одежде, в
которой мы ходим в церковь, а это имеет отношение к настроению ума, в
которой мы ходим туда. Подлинно, хождение в церковь не должно быть
демонстрацией моды. Но есть одеяния ума, сердца и души - одеяние
ожидания, чаяния, одеяние покорного раскаяния, одеяние веры, одеяние
благоговения. Вот одеяния, без которых мы не должны приближаться к Богу.
Слишком часто мы идем в дом Божий вообще без всякой подготовки; если бы
каждый человек в нашей общине приходил в церковь подготовленным к богослужению, после
короткой молитвы, немного подумав, кратко проанализировав себя, вот
тогда богослужение было бы воистину богослужением, через которое в душе,
в церкви и в земных делах свершается нечто лучшее.