Нужно бороться с "синдромом Ионы”, который заставляет думать, что для спасения достаточно наших дел, - заявил Папа Франциск во время Мессы утром 14 октября в часовне Дома Св. Марфы. Папа предостерег от ошибочного представления о "совершенном благочестии”, которое связывают с точным исполнением учения, а не с заботой о спасении ближнего.
Синдром Ионы и знамение Ионы: Папа Франциск сосредоточил свою проповедь на этих двух аспектах. Иисус, – отметил он, – говорит в сегодняшнем Евангелии о "роде лукавом”, имея в виду законоучителей, книжников, которые "хотели испытать Его и поймать в ловушку”. Эти люди "просили у Него знамений”, и Иисус отвечает, что им будет дано только "знамение Ионы”. Однако, предостерег Папа, существует также "синдром Ионы”. Господь просит Иону пойти в Ниневию, а он бежит в Испанию. Для Ионы было достаточно соблюдать закон, учение, а грешники "пусть справляются сами, без меня”. Людей с этим "синдромом Ионы”, добавил Папа, Иисус "называет лицемерами, потому что они не желают спасения бедных людей”, не таких сведущих в учении, как они сами:
"‘Синдром Ионы’ вовсе не характеризуется желанием обратить народ, а выражается в стремлении к святости, – позволю себя назвать ее «крашеной» святостью – она вся такая красивая, прекрасно выглядит, но нет в ней этого рвения идти проповедовать Господа. Этому роду, больному ‘синдромом Ионы’, Иисус обещает знамение Ионы. Другая версия, от Матфея, гласит: Иона пробыл в чреве кита три дня и три ночи, это намек на Иисуса в гробу, на Его смерть и воскресение, – это и есть знамение, которое обещает Иисус против лицемерия, против позы совершенного благочестия, против поведения фарисеев”.
В Евангелии есть притча, добавил Папа, которая прекрасно описывает таких людей: притча о фарисее и мытаре, молящихся в храме. Фарисей, уверенный в себе, благодарит Бога за то, что он не такой как мытарь, который, напротив, просит Бога всего лишь о милости, признавая себя грешником. И вот, знамение, которое обещает Иисус, через Свою смерть и воскресение, – сказал Папа, – это Его милость: "Милости хочу, а не жертвы”:
"Настоящим знамением Ионы является знамение, дающее нам уверенность в том, что мы спасены кровью Христа. Сколько христиан думают, что спасутся тем, что делают, своими делами. Дела нужны, но они только следствие, ответ на ту милосердную любовь, которая нас спасает. Но одни дела, без этой милосердной любви, бесполезны. А ‘синдром Ионы’ дает веру только в свою личную праведность, в свои дела”.
Иисус говорит о "лукавом роде” и "о язычнице, царице Савской, называя ее судьей: она восстанет на суд с людьми рода сего”, потому что была женщиной, искавшей мудрости Божией”:
"‘Синдром Ионы’ ведет нас к лицемерию, к довольству тем, что мы являемся чистыми, совершенными христианами, ‘потому что исполняем все заповеди’. Это серьезная болезнь. В то время как знамение Ионы – это милость Божия в Иисусе Христе, умершем и воскресшим ради нас, ради нашего спасения. Два слова в первом чтении связаны с этим. Павел говорит о себе, что он является апостолом не потому, что учился этому, нет: он апостол по призванию. И христианам он говорит: ‘Вы призванные Иисусом Христом’. Знамение Ионы призывает нас, грешников, со смирением и кротостью следовать за Господом. Это призыв, а также выбор”.
"Воспользуемся этой литургией, – заключил Папа, – чтобы спросить себя и сделать выбор: что я предпочитаю? Синдром Ионы или знамение Ионы?”
Источник:
Русская служба Радио Ватикана