
Когда Церкви не хватает пророчества, в ней одерживает верх клерикализм, – подчеркнул Папа Франциск 16 декабря во время утренней Мессы в часовне Дома Св. Марфы, в третий понедельник Адвента.
Пророк, – заявил Папа, комментируя чтения дня, – это тот, кто слышит слова Бога, имеет правильное восприятие настоящего и умеет сфокусироваться на будущем. "В нем есть эти три момента”: прошлое, настоящее и будущее:
"Прошлое: пророк знает об обетовании Бога, хранит его в своем сердце, живет им, помнит о нем, повторяет его. Затем он смотрит на Народ Божий и чувствует силу Духа, чтобы сказать слово, которое помогло бы ему подняться и продолжить путь в будущее. Пророк – это человек, в жизни которого одновременно присутствует три времени: обетование из прошлого; созерцание настоящего; мужество, чтобы указать путь к будущему. И Господь всегда хранил Свой народ через пророков в трудные времена, когда Народ падал духом или терпел сокрушительное поражение, когда Храма еще не было, когда Иерусалим был под властью врагов, когда народ спрашивал себя: ‘Но, Господи, Ты же нам обещал это! И что теперь происходит?’”.
Именно это переживала в Своем сердце Богородица, когда Она стояла у подножия Креста, – сказал далее Папа. В эти моменты необходимо вмешательство пророка. И не всегда пророка принимают. Сам Иисус говорит фарисеям, что их отцы убивали пророков, потому что те говорили истину, напоминали об обетовании! И когда в Народе Божием недостает пророчества, это значит, что в нем нет жизни Бога: "Когда нет пророчества, акцент делается на законности”, одерживает верх буква закона. Так, в Евангелии "священники идут к Иисусу, чтобы потребовать у Него законных оснований для Его действий: ‘Какой властью Ты это делаешь? Мы хозяева Храма!’”. "Они не понимали пророчеств. Они забыли об обетовании! Они не умели читать знамения времени, они были слепыми и глухими к Слову Божию: у них была только власть!”:
"Когда в Народе Божием нет пророчества, образовавшуюся пустоту заполняет клерикализм. Именно этот клерикализм вопрошает у Иисуса: ‘Какой властью Ты это делаешь? Имеешь ли Ты на это законное право?’. Их память об обетовании и надежда на то, чтобы идти вперед, ограничены лишь настоящим: ни прошлого, ни желанного будущего. Законным является настоящее: если имеешь право - проходи”.
Но когда царит слепое следование закону, Слову Божию не остается места, и Народ Божий плачет в своем сердце, потому что не находит Господа: ему не хватает пророчества. И тогда нужен пророк – человек с прозорливым взором и ухом, слышащим Слово Божие:
"Пусть наша молитва в эти дни, когда мы готовимся к Рождеству Господню, будет такой: ‘Господи, не оставь без пророков Свой народ!’. Все мы, крещеные, являемся пророками. ‘Господи, не дай нам забыть о Твоем обетовании, - чтобы мы не уставали идти вперед! Чтобы мы не замыкались в законности, которая закрывает двери! Господи, освободи народ Свой от духа клерикализма и помоги ему духом пророчества’”.
http://ru.radiovaticana.va